Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора фио
при ведении протокола секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4192/2024 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества электрики и электрификации "Мосэнерго" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", опубликованным на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2023 названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2024 года.
Под пунктом 8303 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002006:1065, расположенное по адресу: адрес (здание 1);
под пунктом 9190 нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1024, расположенное по адресу: адрес (здание 2);
под пунктом 12205 нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001001:1103, расположенное по адресу: адрес (здание 3);
под пунктом 12805 нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0002002:1053, расположенное по адресу: адрес (здание 4);
под пунктом 12832 нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0002002:1184, расположенное по адресу: адрес, строение 67 (здание 5);
под пунктом 12836 нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0002002:4515, расположенное по адресу: адрес, строение 21 (здание 6);
под пунктом 13977 нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0009005:1135, расположенное по адресу: адрес(здание 7);
под пунктом 15465 нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0012003:1047, расположенное по адресу: адрес (здание 8);
под пунктом 16387 нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1519, расположенное по адресу: адрес (здание 9).
Публичное акционерное общество электрики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития адрес возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2017 года на территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона адрес от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение объекта капитального строительства к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения).
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что ПАО "Мосэнерго" является территориальной генерирующей компанией Российской Федерации, крупнейшим производителем тепла в мире. В составе ПАО "Мосэнерго" работают 15 электростанций установленной электрической мощностью 12, 8 тыс. МВт. Также в составе "Мосэнерго" функционируют районные и квартальные тепловые станции, районные станции теплоэлектроснабжения. Электростанции ПАО "Мосэнерго" поставляют свыше 60% электрической энергии, потребляемой в Московском регионе, и обеспечивают около 90% потребностей Москвы в тепловой энергии. ПАО "МОЭК" обеспечивает централизованное отопление и горячее водоснабжение столицы в зоне действия ТЭЦ "Мосэнерго", собственных источников теплоснабжения, а также других объектов тепловой генерации, за исключением небольших локальных районов теплоснабжения от изолированных ведомственных и корпоративных тепловых источников. Деятельность компании включает транспорт, распределение и сбыт тепловой энергии, обеспечение деятельности и развитие централизованной системы теплоснабжения, а также генерацию тепловой энергии.
Целевой моделью развития системы централизованного теплоснабжения Москвы является консолидация всех объектов генерации в составе ПАО "Мосэнерго", тепловых сетей ? в ПАО "МОЭК" (по данным сайта https://energoholding.gazprom.ru/list-items/).
схема взаимодействия в энергетической сфере адрес и ближайшего Подмосковья между ПАО "Мосэнерго" и ПАО "МОЭК" заключается в том, что ПАО "Мосэнерго" на своих генерирующих мощностях производит тепловую энергию, которую вместе с теплоносителем передает (продает) ПАО "МОЭК" на границе балансовой принадлежности (на коллекторах), а ПАО "МОЭК" далее по тепловым сетям транспортирует тепловую энергию и теплоноситель в тепловые пункты, откуда после доведения теплоносителя до необходимых параметров, горячая вода для отопления поступает в дома жильцам и другим потребителям. После проведения энергетической реформы в середине 2000-х годов у ПАО "Мосэнерго" на балансе оказалось значительное количество тепловых сетей, которые в последующем были проданы либо переданы в аренду ПАО "МОЭК", вместе с другим вспомогательным имуществом, включая здания, для осуществления установленной для компаний группы целевой специализации и уставной деятельности.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат вышеперечисленные нежилые здания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - адрес по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно объяснениям представителя административного ответчика указанные здания включены в оспариваемые Перечни по критерию фактического использования на основании Актов:
Здание 1 - от 20.08.2021 N 91217329/ОФИ, согласно которого здание фактически используется для размещения офисов и общественного питания на 92, 25%). При этом в акте отражено, что помещения, используемые для размещения офисов, относятся к заводоуправлению. В фототаблицах зафиксированы помещения с вывесками, указывающими на расположение административно-управленческий и инженерно-технический персонал ТЭЦ-23 Мосэнерго (служба автоматизации и контроля, теплотехническая служба, актовый зал, раздевалки и др.)
Здание 2
от 22.06.2023 N 91233655/ОФИ, согласно которого здание используется для размещения офисов на 26, 36%. При этом в акте отражено, что помещения, отнесенные к офисам являются Заводоуправлением ТЭЦ-11. В фототаблицах зафиксированы помещения с вывесками о расположении административно-управленческого и инженерно-технического персонала ТЭЦ-11 Мосэнерго (главный инженер, помощник директора, топливотранспортная служба, хозяйственное управление, сектор технического перевооружения и др.).
Здание 3 от 28.12.2022 N 91230684/ОФИ, согласно которого здание фактически используется для размещения офисов на 73, 75%. При этом в акте отражено, что помещения относятся к заводоуправлению. В фототаблицах, зафиксированы помещения с вывесками, указывающими о расположении административно-управленческого и инженерно-технического персонала (электротехнический отдел, сектор проектирования тепловых сетей, отдел эксплуатации теплоэнергетических объектов, сектор промышленной безопасности и др.).
Как следует из пояснений административного истца ПАО "Мосэнерго" по договору аренды от 02.10.2006 N 858/9101-46/1010 сдало в аренду ОАО "Московская теплосетевая компания" (с 2014 года реорганизовано путем присоединения к ПАО "МОЭК") указанное здание 3. по адресу: адрес (КН 77:05:0001001:1103).
Здание 4 - от 28.12.2022 N 91230683/ОФИ, согласно которого здание фактически используется для размещения офисов на 68, 15%. При этом помещения, отнесенные к офисам, являются заводоуправлением. В фототаблицах зафиксированы помещения с вывесками, указывающими на расположение административно-управленческого и инженерно-технического персонала ТЭЦ-9 (служба производственного контроля, управление технологии, управление оперативной эксплуатации, сектор планирования ремонтов и др)
.
Здание 5
- от 27.06.2023 N 91234796/ОФИ, согласно которого здание используется для размещения офисов на 51, 64%. При этом в акте отражено, что помещения относятся к заводоуправлению. В фототаблицах, содержащихся в актах, зафиксированы помещения с вывесками, указывающими на расположение административно-управленческого и инженерно-технического персонала ТЭЦ-9 (управление по работе с оборудованием, управление по техническому перевооружению и реконструкции, служба совершенствования эксплуатации и др.).
Здание 6
от 27.06.2023 N 91234798/ОФИ, согласно которого здание используется для размещения офисов на 38, 29%. В акте отражено, что помещения используются для размещения офисов (заводоуправление).
Здание 7 от 28.10.2022 N 91230079/ОФИ, согласно которого здание фактически используется для размещения офисов на 31, 53%. При этом в актах отражено, что помещения относятся к Заводоуправлению (административные помещения ПАО энергетики и электрификации "Мосэнерго"). В фототаблицах, содержащихся в актах, зафиксированы помещения с вывесками административно-управленческого и инженерно-технического персонала ТЭЦ-26 (электротехническая служба, теплотехническая служба, группа метрологии, химическая служба и др.).
Здание 8
- от 15.10.2021 N 91219748/ОФИ, согласно которого здание фактически используется для размещения офисов на 45, 21%). При этом, помещения, используемые в качестве помещений для размещения офисов, относятся к заводоуправлению. В фототаблицах зафиксированы производственные помещения, а также помещения с вывесками, указывающими, что в данных помещениях (кабинетах) расположен административно-управленческий и инженерно-технический персонал РТС "Южное Бутово" ТЭЦ-26 (экономист, мастер, инженер водоподготовительных установок, инженер КИПиА, техник, начальник РТС и др.).
Здание 9
- от 04.05.2023 N 91233836/ОФИ согласно которого здание фактически используется для размещения офисов на 64, 11%. При этом в актах отражено, что помещения относятся к заводоуправлению (административные службы предприятия, администрация предприятия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка, под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Из толкования подпункта 4 п. 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи с пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ очевидно следует вывод, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Следовательно, при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества сотрудникам Госинспекции надлежит не только установить факт их соответствия формальным требованиям, предусмотренным подпунктом 4 п. 1.4 Порядка, раскрывающим понятие "офис", но также выяснить, кем они используются и под какие конкретно цели, обладают ли такие объекты самостоятельным офисным назначением.
Принимая во внимание, что спорные здания по своей сути составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качестве мест размещения административного персонала (заводоуправления), объектов хозяйственного назначения, в них оборудованы рабочие места руководства и сотрудников общества, деятельность которых направлена на обеспечение производственной деятельности, выводы о фактическом использовании зданий для размещения офисов, являются, по мнению суда, незаконными и необоснованными, в связи с чем, включение их в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях N19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-Оиот 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2024 год, соответственно подлежит признанию недействующим в части вышеприведенного пункта Перечня постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакциях с 1 января соответствующего налогового периода.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
Следовательно, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление публичного акционерного общества электрики и электрификации "Мосэнерго" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2024 года пункты 8303, 9190, 12205, 12805, 12832, 12836, 13977, 15465, 16387 Приложения 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу публичного акционерного общества электрики и электрификации "Мосэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил административный иск о признании недействительными пунктов перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости. Суд установил, что здания не соответствуют признакам объектов налогообложения, так как фактически не используются для деловой или коммерческой деятельности. В результате, оспариваемые пункты признаны незаконными и подлежат исключению из перечня.