Закон Республики Ингушетия
от 9 апреля 2004 г. N 9-РЗ
"Об утверждении Программы содействия занятости населения
Республики Ингушетия на 2004-2006 годы"
Принят Народным Собранием Республики Ингушетия 25 марта 2004 года
Президент |
М.М. Зязиков |
г. Магас
9 апреля 2004 года
N 9-РЗ
Программа
содействия занятости населения
Республики Ингушетия на 2004-2006 годы
(утв. Законом Республики Ингушетия от 9 апреля 2004 г. N 9-РЗ)
Паспорт Программы содействия занятости населения
Республики Ингушетия на 2004-2006 годы
Наименование Программы Программа содействия занятости населения
Республики Ингушетия на 2004-2006 годы
Дата и номер принятия решения Федеральный закон "О занятости населения
о разработке Программы в РФ", распоряжение Правительства
РИ N 524-р от 10.09.2003 года
Государственный заказчик Правительство Республики Ингушетия
Программы
Основные разработчики Департамент федеральной государственной
Программы службы занятости населения по РИ,
Министерство образования РИ и
Министерство молодежной политики, спорта
и туризма РИ
Цели и задачи Программы Обеспечение реализации государственной
политики занятости населения путем:
создания условий для трудоустройства
граждан, ищущих работу, в первую очередь
особо нуждающихся в социальной
поддержке;
повышения уровня занятости населения;
снижения напряженности на рынке труда
главным образом за счет создания новых
рабочих мест;
обеспечения дальнейшего развития и
совершенствования системы
профессионального обучения безработных
и незанятых граждан с учетом
потребностей рынка труда;
улучшения информационного обеспечения
политики занятости;
оказания материальной поддержки
безработным гражданам
Сроки и этапы реализации 2004-2006 годы
Программы
Перечень основных мероприятий Профессиональная ориентация,
психологическая поддержка незанятого
населения;
профессиональное обучение безработных
граждан;
поддержка предпринимательства;
поддержка граждан, особо нуждающихся
в социальной защите;
информационная поддержка политики
занятости населения;
материальная поддержка доходов
безработных граждан
Исполнители основных Департамент Федеральной государственной
мероприятий службы занятости населения по Республике
Ингушетия, работодатели, местные
администрации городов и районов
республики
Объемы и источники Средства федерального и республиканского
финансирования Программы бюджета:
финансовые затраты на реализацию
Программы составят всего
609040,0 тысяч рублей,
в том числе в 2004 году
206265,0 тысяч рублей
Ожидаемые конечные результаты Снижение социальной напряженности;
реализации Программы повышение уровня занятости населения;
создание более 9 тысяч постоянных
рабочих мест;
оказание консультационных услуг более
40 тысячам человек;
повышение конкурентноспособности#
на рынке труда через профессиональную
подготовку 4200 безработных и незанятого
населения;
организация общественных работ и
привлечение к ним 9500 человек;
поддержка доходов безработных граждан
Орган, осуществляющий Контроль за реализацией Программы
контроль за реализацией осуществляет Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Республике Ингушетия
совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами
Введение
Главная задача социальной политики, проводимой в Республике Ингушетия, состоит в одновременном обеспечении экономического и социального прогресса, что предполагает стремление к полной занятости и формирование гибкой государственной системы социальной поддержки населения.
Государственная политика занятости направлена на предотвращение роста безработицы и повышение уровня занятости населения.
Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Задачу смягчения негативных последствий безработицы можно решить, только если политика занятости станет частью социально- экономической политики.
Потому основой для разработки Программы содействия занятости населения Республики Ингушетия на 2004-2006 годы (далее - Программа) послужил Федеральный закон "О занятости населения Российской Федерации".
Основное внимание в Программе уделяется оптимизации рынка труда путем согласования и регулирования спроса и предложения рабочей силы.
Основная направленность мероприятий Программы определяется задачами государственной политики занятости населения Республики Ингушетия. В 2004-2006 годах в республике будет создано более 9000 новых рабочих мест в отраслях экономики.
Приоритеты Программы направлены на решение значимых для республики проблем рынка труда и занятости, поддержку и защиту граждан от безработицы и ориентированы на реализацию мер по обеспечению трудовой занятости населения Республики Ингушетия.
Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости
и на рынке труда Республики Ингушетия
Динамика занятости населения и состояние рынка труда определяются социально - экономическими, демографическими и другими процессами, происходящими в Республике Ингушетия.
Для республики характерно увеличение численности населения (2001 год - 460,1., 2002 год - 466,3). Причиной увеличения численности населения Республики Ингушетия, как и прежде, является естественный прирост (превышение числа родившихся над числом умерших), наблюдающийся в целом по республике с 1993 года, а также приток вынужденных переселенцев и внутри перемещенных лиц.
Одним из основных факторов высокого уровня безработицы на протяжении 10 лет является несоответствие темпов роста численности населения и спроса на рабочую силу. Прямое воздействие на рынок труда оказывала ситуация в инвестиционной сфере. Объем инвестиций в экономику республики за последние три года составил: 2001 год - 1494,8 млн. рублей, 2002 год - 1823,2 млн. рублей, 2003 год - 1162,3 млн. рублей (оценка).
На начало 2003 года, по оценке, различными видами экономической деятельности было занято 99,0 тысяч человек. Преобладающая численность занятого населения была сосредоточена на предприятиях промышленности и сельского хозяйства (24 процента), в строительстве численность занятых составила 10,1 процента, на транспорте - 4,3 процента, в торговле и общественном питании - 19,0 процента, в прочих отраслях - 16,3 процента. Вместе с тем не имели занятия, но активно его искали и классифицировались в соответствии с методологией международной организации труда, как безработные, 77,0 тысяч человек. Таким образом, экономически активное население сложилось в количестве 176,0 тысяч человек или 37,2 процента общей численности населения республики.
Доля безработных в общей численности экономически активного населения составила 43,7 процента.
Средний возраст безработных по республике в 2003 году составил 33 года.
Ситуация на контролируемом рынке труда Республики Ингушетия за 2003 год заметно ухудшилась в сравнении с 2001-2002 годами.
Численность граждан, зарегистрированных в центрах занятости, увеличилась с 10000 до 28000 человек.
В первую очередь это связано с повышением размера пособия по безработице и низкими возможностями по трудоустройству населения.
Уровень регистрируемой безработицы возрос в сравнении с соответствующим периодом 2002 года на 6,7 процента и составил на 01.10.2003 года 14,3 процента.
Коэффициент напряженности на рынке труда показывающий, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию и в 2003 году составил 249 человек. Это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. На 1 октября 2003 года банк данных по имеющимся в республике вакансиям составил 113 рабочих мест.
Средняя продолжительность периода безработицы составила в 2003 году 6 месяцев.
Как отрицательный момент, характеризующий динамику рынка труда Республики Ингушетия, необходимо отметить увеличение численности высвобожденных работников в связи с организационно - штатными мероприятиями. Если за 2002 год было высвобождено 304 человека, то в 2003 году 543 человека.
Ввиду высокого уровня общей и регистрируемой безработицы в республике и острой нехватки постоянных рабочих мест Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Ингушетия (далее - Департамент занятости) на протяжении всего 2003 года проводил совместно с администрациями населенных пунктов и по согласованию с Правительством Республики Ингушетия общественные работы, которыми было охвачено большинство населенных пунктов республики. Всего в этой сфере было создано 1225 временных рабочих мест. Постоянных рабочих мест, по данным Министерства экономики Республики Ингушетия в 2002-2003 годах в рамках реализации инвестиционных проектов, создано 2145.
За 2003 год временной работой при содействии Департамента занятости были обеспечены 92 человека из числа социально слабозащищенных граждан.
В рамках реализации специальных программ содействия занятости Департамент занятости трудоустроил в период летних каникул на общественных работах, организованных при школах, 4155 подростков преимущественно из малообеспеченных семей.
В целях улучшения качества рабочей силы и повышения ее конкурентоспособности на рынке труда Департамент занятости проводил работу по профессиональному обучению и повышению квалификации зарегистрированных безработных в основном на базе своего Учебно-методического центра.
Всего за 2003 год направлено на обучение 1012 человек.
Ситуация в сфере занятости в предстоящий период будет определяться темпами роста производства в отраслях производственной сферы, структурными изменениями в экономике, перспективами ввода новых рабочих мест, созданием условий для развития предпринимательства и самозанятости населения и другими мерами экономической политики, направленными на стимулирование занятости.
В ближайшие три года экономикой республики по-прежнему будут востребованы высококвалифицированные рабочие кадры, что потребует значительного улучшения качества обучения, в том числе внутрипроизводственного обучения и повышения квалификации.
На основе изучения динамики основных показателей рынка труда 2002 и 2003 годов можно составить прогноз об уровне регистрируемой безработицы на ближайшие два года. Согласно этого прогноза# уровень регистрируемой безработицы в 2004 году в среднем за год составит 12,3 процента и в 2005 году -11,7 процентов# (т.е снизится в сравнении с 2003 годом на 2 процента в 2004 году и на 2,6 процента - в 2005 году).
Ключевые проблемы на рынке труда
К числу основных проблем сферы занятости и рынка труда Республики Ингушетия, составляющих содержание и направленность политики занятости, остаются следующие:
высокая трудоизбыточность республики, обусловленная недостаточным развитием экономического потенциала, а также недостаточным количеством новых рабочих мест;
увеличение предложения рабочей силы в 2004-2006 годах будет происходить в основном за счет женщин, выпускников высших и средних специальных учебных заведений.
Обостряются проблемы трудоустройства отдельных социально -демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин, демобилизованных военнослужащих, выпускников учреждений профессионального образования.
В прогнозируемом периоде планируется в системе профобразования выпустить свыше 6 тысяч молодых специалистов (приложение 1).
Эффективность решения перечисленных проблем занятости населения предполагает активизацию государственной политики занятости населения в рамках Программы, предусматривающей переход от политики сдерживания безработицы к политике содействия занятости населения, на основе повышения территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы, приоритетной поддержки категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Цели и задачи Программы
Улучшение функционирования рынка труда
В 2004-2006 годах для улучшения функционирования рынка труда Департамент занятости предполагает использовать следующие основные меры:
интенсивное включение в сферу занятости граждан, ищущих работу, за счет минимизации периода безработицы, первоочередной помощи в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в самостоятельном поиске работы;
улучшение качества и повышение мобильной способности рабочей силы за счет создания гибкой системы обучения и переобучения незанятого населения и безработных, реагирующей на состояние спроса на рынке труда;
расширение спектра профессиональных услуг работодателям по формированию кадрового потенциала предприятий и организаций с использованием банков данных о высококвалифицированных специалистах, получивших современную подготовку;
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации.
Создание и сохранение рабочих мест
Одним из приоритетных направлений обеспечения занятости населения и в целом социально-экономического развития республики выступает строительство и ввод в эксплуатацию новых промышленных, сельскохозяйственных, социальных и других объектов, поддержка развития малого и среднего бизнеса и на этой основе создание новых рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2004-2006 годы, а также федеральная целевая программа "Юг России" даст возможность создать в республике 9144 новых и сохранить 3196 рабочих мест (приложение 2).
По данным Министерства экономики Республики Ингушетия финансовое обеспечение создания и сохранения рабочих мест будет осуществляться за счет федерального бюджета, республиканского бюджета, местного бюджета, внебюджетных средств и других источников.
Всего в 2004-2006 годы планируется направить на эти цели 3051,7 млн. рублей. Из них средства федерального бюджета составят 1077,9 млн. рублей, республиканского бюджета - 1147,9 млн. рублей.
Реализация этих мер позволит значительно снизить напряженность на рынке труда республики.
Содействие развитию самозанятости
и предпринимательской инициативы граждан
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан предполагает:
оказание содействия начинающим предпринимателям из числа безработных граждан посредством организации консультирования и обучения основам малого предпринимательства;
информационно-методическая поддержка предпринимателей.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
Эффективное формирование, распределение и использование человеческих ресурсов во многом зависит от создания единой системы и реализации мер по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, повышение эффективности взаимодействия по этим направлениям службы занятости с органами управления и учреждениями образования, социальная защита населения комитетами по делам молодежи.
Для проведения единой политики и координации работы всех заинтересованных структур планируется создание республиканской комиссии по профессиональной ориентации населения.
В 2004-2006 годах профориентационными услугами будет охвачена# более 40 тысяч человек.
Развитие качества рабочей силы как составной части
развития человеческих ресурсов
Решение задач повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов предполагает:
развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;
организацию переподготовки и повышения квалификации граждан, высвобожденных в связи с организационно-штатными мероприятиями;
ориентацию профессиональной подготовки на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям отраслей экономики и обеспечивают конкурентноспособность# выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда;
перепрофилирование учреждений профессионального образования, открытие новых направлений подготовки, переориентация профессиональных училищ на подготовку специалистов под гарантированное трудоустройство на стабильно работающих предприятиях республики;
организацию мониторинга и прогнозирование рынка труда, потребности в кадрах определенных профессий и специальностей.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения
Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения заключается в повышении их конкурентоспособности и профессиональной мобильности путем развития профессиональных знаний и навыков, с учетом потребностей работодателей и прогноза развития рынка труда. В настоящее время в условиях высокого уровня общей безработицы особую остроту приобрела проблема прогнозирования объемов и структуры подготовки молодых специалистов в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с количественными и качественными потребностями рынка труда Республики Ингушетия.
Предварительная объективная оценка возможности трудоустройства выпускников этих учреждений позволит снизить риск безработицы среди данной категории молодых граждан.
Основой для определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки молодых рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования является анализ и прогноз рынка труда Республики Ингушетия .
Анализ рынка труда предполагает оценку социальной и экономической ситуации (в отраслевом разрезе), отбор наиболее крупных или градообразующих предприятий, изучение их кадровой политики, оценку состояния занятости населения, спрос и предложение рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе.
В 2004-2006 годах действия службы занятости будут направлены на:
дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, отвечающей потребностям рынка труда и способствующей их трудоустройству;
обеспечение приоритетности профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите: женщин, молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (таблица 1-3);
обеспечение эффективного контроля за организацией и качеством профессиональной подготовки, а также трудоустройством граждан после обучения;
предоставление возможности для получения профессии путем краткосрочного обучения 4200 гражданам, в том числе в 2004 году - 1300 гражданам.
Содействие в трудоустройстве
В прогнозируемый период основные усилия службы занятости будут направлены на совершенствование работы по налаживанию контактов с работодателями и составлению банка вакансий, эффективное использование имеющегося потенциала вакантных рабочих мест, сокращение периода поиска гражданами работы.
В предстоящий период необходимо осуществить:
совершенствование работы центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве;
подбор подходящей работы для граждан, ищущих работу, и работников, удовлетворяющих запросы работодателей;
информирование населения о наличии свободных рабочих мест;
проведение ярмарок вакансий рабочих мест;
поддержку развития предпринимательства как важнейшего фактора реализации активной политики трудоустройства населения.
Развитие временных и общественных работ
Одной из задач службы занятости в 2004-2006 годах, как и в прежние годы, будет максимально возможное привлечение безработных граждан и незанятого населения к различным формам временной занятости, включая общественные работы.
В целях реализации программ временной занятости и общественных работ предусматривается:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти, службы занятости, предприятий и организаций по вопросам организации и проведения общественных работ;
организация общественных работ в рамках мероприятий, посвященных знаменательным датам, нетрадиционных видов работ и краткосрочных работ;
осуществление специальных мероприятий по организации временной занятости учащихся в свободное от учебы время.
В 2004-2006 годах предполагается охватить программами временного трудоустройства 17900 человек, в том числе в 2004 году - 5800 человек.
Социальная интеграция и поддержка
особо нуждающихся в социальной защите
Анализ развития рынка труда республики показывает нарастающие тенденции сокращения возможностей обеспечения занятости слабозащищенных категорий граждан: молодежи в возрасте до 18 лет, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей.
В 2004-2006 годах в качестве первоочередных мер по содействию занятости этих категорий граждан предусматривается:
стимулирование деятельности работодателей по созданию рабочих мест;
профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переобучение и повышение квалификации;
содействие предпринимательской деятельности, самозанятости, организации надомного труда;
всемерное содействие приобретению молодежью трудовых навыков на временных рабочих местах, поскольку значительная ее часть не имеет профессии.
Предусматривается в 2004-2006 годах организовать временное трудоустройство 900 человек, из числа особо нуждающихся в социальной защите, в том числе в 2004 году - 300 человек.
В приоритетном порядке инвалидам будут оказываться услуги по переподготовке, повышению квалификации, профориентации и психологической поддержке.
Система мероприятий Программы на 2004-2006 годы (приложение 3 )
Ресурсное обеспечение Программы на 2004-2006 годы
Основным источником финансового обеспечения Программы являются средства федерального и республиканского бюджета.
Затраты средств на реализацию Программы составят всего 609040,0 тысяч рублей, в 2004 году - 192478,8 тысяч рублей.
Объемы финансирования Программы на 2004-2006 годы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального и республиканского бюджетов на соответствующий год (приложение 4).
Организация управления Программой на 2004-2006 годы
и контроль за ходом ее реализации
Непосредственный контроль за ходом реализации Программы состоит в следующем:
соблюдение сроков и полноты претворения в жизнь основных мероприятий;
влияние реализуемых мер на текущее состояние рынка труда;
целенаправленное использование средств для финансирования Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент занятости совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы позволит:
сформировать благоприятные условия для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий путем экономической стабилизации, развития малого и среднего бизнеса, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
В 2004-2006 годах предполагается создание более 9 тысяч новых рабочих мест за счет реализации Программы социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2004-2006 годы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой позволит:
снизить уровень регистрируемой безработицы в пределах 2-3 процентов;
обеспечить трудоустройство на постоянную работу около 10000 человек и на общественные работы 9500 человек;
направить на профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку 4200 безработных и незанятых граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.