Новые виды наказаний
Принятая в новом УК РФ последовательность системы наказаний ориентирована на то, чтобы более жесткие из них могли применяться только в случаях, когда исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений невозможно при применении более мягких видов наказаний. На это прямо указывается в ч.1 ст.60 УК. Соответствует этому постулату и судебная практика последнего времени, для которой характерно снижение доли лишения свободы в общем объеме применения наказаний за счет увеличения доли наказаний, не связанных с лишением свободы.
В новом УК РФ исключен ряд видов наказаний, предусматривавшихся ст.21 УК РСФСР 1960 года: общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и увольнение от должности.
Наряду с этим появились новые виды наказаний: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы и смертная казнь (последняя, по УК РСФСР, являлась исключительной мерой наказания и в общую их систему не входила).
Все новые виды наказаний в соответствии с ч.1 ст.45 УК РФ могут применяться только в качестве основных видов наказания.
Обязательные работы (ст.49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ. Вид общественно полезных работ определяет орган местного самоуправления. Очевидно, при этом следует учитывать не только потребность в выполнении тех или иных работ на данный период времени, но и возможности, навыки и умение лица, осужденного к этому виду наказания. Обязательные работы - это бесплатный труд осужденного.
Они относятся к числу срочных наказаний: исчисляются часами и могут быть установлены в соответствии с ч.2 ст.49 УК на срок от 60 до 240 часов. Наказание отбывается по частям - не свыше четырех часов в день.
Применительно к обязательным работам установлена возможность их замены другими, более строгими видами наказания в случае злостного уклонения осужденного от их отбывания (ч.3 ст.49 УК РФ). В качестве "заменяющих наказаний" предусмотрены ограничение свободы или арест.
Предусмотренный в законе порядок замены обязательных работ включает в себя зачет при определении срока ограничения свободы или ареста времени, в течение которого осужденный отбыл обязательные работы. Расчет производится из соотношения: 8 часов обязательных работ за один день ограничения свободы либо ареста.
Круг лиц, к которым применяются обязательные работы, существенно ограничивается в самом законе (ч.4 ст.49 УК РФ). Обязательные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами I или II группы (поскольку предполагают трудовую деятельность), беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, женщинам, достигшим 55-летнего, и мужчинам - 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву.
В соответствии со ст.4 Федерального закона, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие лишь после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ - по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года.
Ограничение по военной службе (ст.51 УК) - специфический вид наказания, применяемый только к осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Этот вид наказания назначается: за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса (вместо исправительных работ либо когда военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, осуждаются по статьям Особенной части Кодекса, санкции которых предусматривают исправительные работы).
Содержанием этого вида наказания являются правоограничения различного характера. Прежде всего из денежного содержания осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%, Таким образом, законом установлен максимальный процент удержаний, но минимальный не определен.
Другое ограничение касается непосредственно военной службы - во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен ни в должности, ни в воинском звании.
И, наконец, третье ограничение: период отбывания наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Установлено, что ограничение по военной службе может назначаться на срок от трех месяцев до двух лет.
Статья 51 УК РФ не предусматривает правовых последствий злостного уклонения от отбывания этого наказания.
Ограничение свободы (ст.53 УК) в определенной мере воспроизводит условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст.24.2 УК РСФСР - действовала до марта 1993 г.).
Согласно ч.1 ст.53 УК ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
Привлечение осужденного к труду не входит в содержание наказания в виде ограничения свободы.
Это наказание не может быть назначено лицам, не достигшим 18-летнего возраста (ч.1 ст.53 УК РФ); лицам, признанным инвалидами I или II группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет; женщинам, достигшим 55-летнего возраста; мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Сроки ограничения свободы закон дифференцирует в зависимости от формы вины. При этом в законе исключается возможность назначения этого вида наказания лицам, имеющим судимость за предыдущее преступление. С учетом этих условий на срок от одного года до трех лет ограничение свободы назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости; лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, ограничение свободы назначается на срок от одного года до пяти лет (пп."а", "б" ч.2 ст.53 УК).
В соответствии с ч.З ст.53 УК возможно назначение ограничения свободы и на срок ниже установленного минимального предела - менее одного года, но лишь в порядке замены ограничением свободы обязательных или исправительных работ. Минимально возможный срок этого наказания в случае их замены в законе не предусмотрен.
В ч.4 ст.53 УК указано, что срок лишения свободы, которым заменяется ограничение свободы, должен быть равен сроку ограничения свободы, назначенному по приговору суда. При этом отбытая часть ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.
Арест (ст.54 УК) заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. От лишения свободы этот вид наказания отличается условиями изоляции, а именно тем, что они должны быть строгими.
Арест может быть установлен в санкциях норм Особенной части УК на срок от одного до шести месяцев и в этих пределах назначается осужденному по приговору суда (ч.1 ст.54 УК). В этой же норме предусматривается возможность назначения ареста и на срок менее одного месяца в порядке замены обязательных или исправительных работ.
В отличие от ст.ст.49, 50, 53 УК, предусматривающих правовые последствия злостного уклонения от отбывания наказаний, ст.54 УК не предусматривает таковых за злостное уклонение от отбывания ареста. Закон не определяет, где отбывается арест. Исключением является указание в ч.З ст.54 УК о том, что военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
Возможность применения этого вида наказания ограничивается в законе по кругу лиц. Арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
Пожизненное лишение свободы (ст.57 УК). В качестве самостоятельного нового вида наказания пожизненное лишение свободы предусмотрено потому, что оно существенно отличается от лишения свободы на определенный срок. Это вытекает из положения, предусмотренного ч.1 ст.57 УК, где говорится, что пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
От лишения свободы на определенный срок пожизненное лишение свободы отличают обстоятельства, составляющие его содержание. Поскольку такое наказание нельзя "усилить" путем сложения наказаний за совершение других преступлений (а срок лишения свободы может быть увеличен), то совершение любого преступления остается безнаказанным, и, следовательно, для отбывания этого наказания необходимо создать условия особо строгой изоляции.
Пожизненное лишение свободы связано практически с невозможностью освобождения осужденного. Возможность условно-досрочного освобождения от его отбывания, предусмотренная ч.5 ст.79 УК, связана с двумя условиями - фактическим отбытием не менее 25 лет лишения свободы и признанием судом лица, отбывающего это наказание, не нуждающимся в его дальнейшей реализации. Сочетание этих двух условий может иметь место в редких случаях.
Пожизненное лишение свободы по соображениям гуманности не назначается в силу ч.2 ст.57 женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора судом 65-летнего возраста.
Смертная казнь в самом Кодексе (ст.59 УК) названа, как и в УК 1960 года, исключительной мерой наказания, но, в отличие от действующего УК, она включена как один из видов в систему наказаний.
Вместе с тем значительно сокращено число составов преступлений, за которые возможно назначение смертной казни. По УК 1996 года это только те особо тяжкие преступления, которые посягают на жизнь. Столь существенное ограничение дополняется еще и возможностью замены смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (в порядке помилования). Введение пожизненного лишения свободы как альтернативы смертной казни позволяет ограничить на правоприменительном уровне число случаев исполнения данного наказания.
Статья 59 УК не раскрывает содержания этого вида наказания, хотя очевидно, что им является лишение осужденного жизни в соответствии с приговором суда. В УК I960 года его содержание раскрывалось путем указания на способ совершения смертной казни - расстрел. Это вносило ясность в понимание того, что осужденный не может быть лишен жизни иными способами. Сейчас этот вопрос в Кодексе не решен.
Статья 59 УК не содержит и указания на норму ст.20 Конституции РФ о том, что смертная казнь может быть применена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Полагаю, эта норма выходит за рамки уголовного процесса.
Следовало бы отметить, что обозначенная в ст.20 Конституции РФ перспектива отмены смертной казни была бы вполне уместна и в уголовном законе.
Минская В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новые виды наказаний
Автор
Минская В. - кандидат юридических наук
Российская юстиция, 1997, N 2