28 февраля 2011 г., 17 сентября, 4, 29 декабря 2012 г., 29 июля 2013 г.
В целях создания условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания условий для передачи детей сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно, при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, предусматривать денежные средства для реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
М. Чилиев |
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 июля 2013 г. N 152 в настоящую Республиканскую целевую программу внесены изменения
См. текст Республиканской целевой программы в предыдущей редакции
Республиканская целевая программа
"Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282)
28 февраля 2011 г., 17 сентября, 4, 29 декабря 2012 г., 29 июля 2013 г.
I. Паспорт Программы
II. Общие положения
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по созданию условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечению условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и республиканскими правовыми документами, отражающими проблемы и задачи прав ребенка на семью.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы увеличилось количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению интернатных учреждений для детей-сирот, социальных приютов. В 2010 году число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях Республики Ингушетия, достигает 133 человек.
Вместе с тем, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
В настоящее время в республике ведется работа по предупреждению сиротства. Создан республиканский банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; в штат Министерства образования Республики Ингушетия введена единица оператора по ведению банка данных. Налажена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей. На республиканском уровне создана система работы органов опеки и попечительства по выявлению, учету и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу.
Результат - увеличение числа детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
В Республике Ингушетия наблюдается следующая динамика роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние годы:
N п/п |
|
2005 г. (чел.) |
2006 г. (чел.) |
2007 г. (чел.) |
2008 г. (чел.) |
2009 г. (чел.) |
2010 г. (чел.) |
1 |
детей-сирот |
310 |
316 |
278 |
266 |
250 |
249 |
2 |
детей, состоящих под опекой, из них: |
887 |
922 |
987 |
1039 |
1097 |
1149 |
3 |
дети, лишенные родительского попечения |
234 |
241 |
233 |
216 |
218 |
223 |
4 |
дети родителей-инвалидов |
512 |
524 |
531 |
509 |
557 |
611 |
5 |
по др. причинам |
141 |
157 |
223 |
314 |
322 |
315 |
|
Всего: |
1197 |
1238 |
1265 |
1305 |
1347 |
1398 |
Открытие школы-интерната для детей-сирот в сельском поселении Орджоникидзевское, Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, позволило решить проблемные вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Малая мощность школы-интерната (на 100 обучающихся) позволяет обеспечивать жизнедеятельность детского коллектива по семейному типу.
В интернате имеются столярные и швейные мастерские, что позволяет воспитанникам приобретать первоначальные навыки производственной деятельности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Решение многих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.
Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.
Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), создать дошкольные образовательные учреждения, инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допрофессиональной подготовки детей, обучения их конкурентоспособным профессиям.
Важным условием предупреждения социального сиротства является данная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации. Программа позволит обеспечить социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудоустройство, полноценную интеграцию в общество.
Одной из острых проблем в настоящее время в республике является решение вопросов обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В этой связи Правительством Республики Ингушетия принимаются меры по увеличению объемов финансирования мероприятий, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа, за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Так, с 2010 по 2011 год обеспечен жильем 141 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году начато строительство многоквартирного жилого дома, по окончании которого будут обеспечены жилыми помещениями 238 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. При этом количество лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ежегодно увеличивается.
По состоянию на 25 октября 2012 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих в банке данных, составляет 658 человек.
IV. Цель Программы и задачи
Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий для предупреждения социального сиротства.
2. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп социального риска.
3. Совершенствование мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений.
4. Развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
5. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством.
6. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Создание ресурсного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
8. Установка телефона доверия "Детская линия".
9. Проведение семинаров для опекунов и попечителей.
V. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов.
Общий объем бюджетного финансирования мероприятий Программы в 2010 - 2013 гг. составляет 297 561,52 тыс. руб., в том числе:
из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 5506,32 тыс. руб.;
из федерального бюджета -121095,2 тыс. руб.;
из республиканского бюджета - 161 677,5 тыс. руб.;
из местных бюджетов - 9 282,5 тыс. руб.
Из них по годам реализации Программы:
Привлечение средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, предусматривается в республиканском бюджете на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ.
VI. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приемная семья, патронатная семья и т.д.), обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, совершенствование оплаты труда приемных родителей, обеспечение поддержки и помощи в постинтернатный период, обеспечение жильем детей-сирот.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Республиканские министерства и ведомства участвуют в реализации Программы в пределах своей компетенции и полномочий.
Система мероприятий, а также потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования приведены в Приложении к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия, которое также уточняет целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ответственных исполнителей.
Мониторинг эффективности выполнения Программы осуществляет Министерство образования Республики Ингушетия.
Министерство образования Республики Ингушетия ежеквартально и по итогам за год представляет в Правительство Республики Ингушетия справку о ходе реализации программных мероприятий, информацию по финансированию Программы в целом и отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов Программы.
Информация по итогам квартала представляется в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Информация по итогам года представляется в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят в Правительство Республики Ингушетия предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Ход и результаты реализации Программы освещаются в средствах массовой информации.
VIII. Ожидаемые результаты
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства (2010-2011 годы).
- Увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства (2010-2013 гг.).
- Расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану здоровья (2010-2013 гг.).
- Создание устойчиво функционирующего механизма взаимодействия педагогов, опекунов, попечителей в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей (2011 г.).
- Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2011-2013 гг.).
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством (2010-2013 гг.).
По итогам реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
- увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства;
- расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану их здоровья;
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве 62 человек в 2010 году и 79 человек в 2011 году;
- строительство специализированного жилищного фонда и предоставление из указанного фонда благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в количестве 238 человек в 2012-2013 годах;
- предоставление жилых помещений по неисполненным решениям судов об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
- укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья;
- снижение на 14% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 16% (2007 г. - 10%);
- снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3% (к уровню 2007 г. - 8 чел.);
- создание ресурсного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- подготовка квалифицированных специалистов для организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе комплексного диагностического обследования и определение детей с отклонениями в развитии в коррекционные учреждения;
- увеличение числа детей, нуждающихся в социальной помощи, и их законных представителей, обратившихся в службу телефона доверия и получивших консультативно-психологическую помощь по решению проблем нарушения законных интересов и прав детей;
- повышение уровня правовой грамотности опекунов и попечителей в вопросах защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 июля 2013 г. N 152 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к республиканской целевой программе
"Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы
Перечень
мероприятий, потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования мероприятий Программы
28 февраля 2011 г., 17 сентября 2012 г., 29 июля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282 "Об утверждении республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 30 сентября 2010 г. N 164-165
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 ноября 2013 г. N 239
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 июля 2013 г. N 152
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 декабря 2012 г. N 295
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 декабря 2012 г. N 262
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2012 г. N 214
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления