Постановление Правительства Республики Ингушетия
от 13 ноября 2012 г. N 243
"О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"
29 августа, 20 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях создания необходимых условий для развития агропромышленного комплекса Республики Ингушетия Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М. Чилиев |
Республиканская целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 г. N 243)
29 августа, 20 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 сентября 2013 г. N 194 в паспорт настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"
Ответственный исполнитель республиканской программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия |
Подпрограммы республиканской программы |
- |
"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"; "Развитие мясного скотоводства"; "Поддержка малых форм хозяйствования"; "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"; "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национальное достояние России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" "Обеспечение реализации республиканской программы" "Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2017 гг. и на период до 2020 года"; "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года" |
Программно-целевые инфраструктуры республиканской программы |
- |
проект ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2020 годы"; ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национальное достояние на 2006-2010 годы и на период до 2013 г.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 N 99; проект ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" |
Цели республиканской программы |
- |
обеспечение продовольственной независимости республики; повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, оптимизации его институционной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий. |
Задачи республиканской программы |
- |
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных; поддержка развития перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и инфраструктуры агропродовольственного рынка; стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка малых форм хозяйствования; повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса; стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; обеспечение функций управления в сфере агропромышленного комплекса; научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; совершенствование системы информационного обеспечения в сфере агропромышленного комплекса. |
Целевые индикаторы (показатели) республиканской программы |
- |
индекс производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции растениеводства; индекс производства продукции животноводства; индекс производства пищевых продуктов; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий; рентабельность сельскохозяйственных организаций; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве |
Сроки и этапы реализации программы |
- |
2013-2020 годы; 1-й этап - 2013-2017 гг.; 2-й этап - 2018-2020 гг.
|
Объемы бюджетных ассигнований программы |
- |
объем бюджетных ассигнований на реализацию республиканской целевой программы из средств республиканского бюджета составляет 5819772,5 тыс. руб. объем финансового обеспечения из средств республиканского бюджета на реализацию: подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" составляет 905210,0 тыс. руб.; подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 154289,0 тыс. руб.; подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" 34398,0 тыс. руб.; подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" - 945980,0 тыс. руб.; подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" - 61095,5 тыс. руб.; подпрограммы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национальное достояние России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" - 3700,0 тыс. руб.; подпрограммы "Обеспечение функций управления реализацией Республиканской программы" - 64500,0 тыс. руб.; подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2017 гг. и на период до 2020 года" - 1321600,0 тыс. руб.; подпрограммы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года" - 2329000,0 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации региональной программы за счет средств республиканского бюджета по годам составит: 2013 г. - 407964,3 тыс. руб.; 2014 г. - 736217,1 тыс. руб.; 2015 г. - 777837,9 тыс. руб.; 2016 г. - 778575,7 тыс. руб.; 2017 г. - 778014,5 тыс. руб.; 2018 г. - 778654,3 тыс. руб.; 2019 г. - 780673,1 тыс. руб.; 2020 г. - 782230,9 тыс. руб.
|
Ожидаемые результаты реализации республиканской программы |
- |
повышение удельного веса республиканских продовольственных товаров в общих ресурсах к 2020 году до: зерно - 85%, сахар - 80%, растительное масло - 90%, картофель - 95%, мясо и мясопродукты - 75%, молоко и молпродукты - 85%. увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2010 г. на 24%; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 5%; техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых земель - 21700,0 тыс. га; повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 22%; доведения соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономики республики до 70%. |
1. Общая характеристика сферы реализации республиканской целевой программы, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года
Республиканская программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Республиканская программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 24 сентября 2012 года N 680-р "О разработке проекта республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
Республиканская программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Перечень основных мероприятий Республиканской программы приведен в приложении N 2.
Республиканская программа базируется на положениях Федерального закона 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития АПК.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производство пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития агропромышленного комплекса сохраняется.
Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, а также сильная засуха в 2010 году негативно отразилась на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства.
1.2. Прогноз развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов.
С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития агропромышленного сектора экономики.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 14 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 году до 70-80 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей, переходе на посев перспективных высокоурожайных сортов и гибридов.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Более оптимистические возможности связаны с развитием птицеводства.
Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 3-3,5%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 80%. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства по большинству их видов позволяет обеспечить питание населения республики по национальным нормам и таким образом приблизится к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности республики.
2. Приоритетная региональная политика в сфере реализации Республиканской программы
Республиканская программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней. К приоритету первого уровня относятся:
в сфере производства - зерновой комплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающую устойчивость в целом агропромышленного комплекса и в значительной мере экономики республики;
скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая отрасль, использующая конкурентные преимущества республики, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности республики;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития агропромышленного комплекса;
в институционной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования агропромышленного комплекса.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
обеспечение животноводства растительным кормовым белком;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства.
3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Республиканской программы
3.1. Цели и задачи реализации Республиканской программы
Целями Республиканской программы на период до 2020 года являются:
обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности;
повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, оптимизации его институционной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отраслей;
обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
устойчивое развитие сельских территорий.
Для достижения этих целей в Республиканской программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в республиканских целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;
повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
поддержка малых форм хозяйствования;
техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;
совершенствование системы информационного обеспечения в сфере агропромышленного комплекса;
научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса;
повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
3.2. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Республиканской программы.
Показатели (индикаторы) реализации Республиканской программы оцениваются на двух уровнях:
общие - в целом для Республиканской программы;
частичные - по каждой из подпрограмм Республиканской программы и включенных в них республиканских целевых программ.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов Республиканской программы и включенных в нее подпрограмм и республиканских целевых программ.
К общим показателям (индикаторам) Республиканской программы отнесены:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животноводства и продукции растениеводства;
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки;
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (включая субсидии);
средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.
Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и задач Республиканской программы произведены в приложении N 1.
4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Республиканской программы
Реализация Республиканской программы позволит обеспечить:
достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса продовольственных товаров, в том числе: зерна (85%), сахара (80%), растительного масла (80%), картофеля (90%), мяса и мясопродуктов (75%), молока и молочных продуктов (85%);
увеличение производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году на 24%;
среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 5%;
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) не менее 22%;
достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике республики 70%.
5. Сроки и этапы реализации Республиканской программы
Сроки реализации Республиканской программы - 2013-2020 годы:
1-й этап - 2013-2017 гг.;
2-й этап - 2018-2020 гг.
6. Характеристика основных мероприятий подпрограмм, включенных в Республиканскую программу
Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также республиканские целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость республики, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения хозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на микроэкономические показатели республики.
Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработка, развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование.
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" включает основные мероприятия:
повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;
сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;
развитие элитного семеноводства;
стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
поддержка экономически значимых программ в области растениеводства;
развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение рынка продукции растениеводства;
кредитование подотрасли растениеводства;
сельскохозяйственное страхование;
развитие переработки продукции растениеводства;
регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.
В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, удельный вес республиканского производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофель.
Объем бюджетного ассигнования на реализацию подпрограммы из республиканского бюджета за весь период ее реализации составляет 905,21 млн. руб.
В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции" выделены основные мероприятия:
племенное животноводство;
развитие мясного и молочного животноводства;
развитие козоводства и овцеводства;
мероприятия в области ветеринарии;
развитие переработки животноводческой продукции;
развитие инфраструктуры и логистического обеспечения мясного и молочного рынков;
кредитование подотрасли животноводства;
сельскохозяйственное страхование;
регулирование мясного и молочного рынков;
поддержка экономически значимых программ.
Индикаторами реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес республиканской мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств республиканского бюджета составит за весь период ее реализации 154,289 млн. руб.
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" включает следующие основные мероприятия:
предоставление субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления;
поддержка экономически значимых программ по развитию мясного скотоводства;
субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства.
Индикаторами реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
Общий объем финансирования из средств республиканского бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы составляет 34,398 млн. руб.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой продолжение и расширение мероприятий республики в области поддержки малого предпринимательства, включая основные мероприятия:
поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малых форм хозяйствования;
государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.
В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие:
количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств;
количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;
объемы субсидируемых кредитов а займов, взятых малыми формами хозяйствования;
прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов.
Общий объем финансирования мероприятий за весь период ее реализации за счет средств республиканского бюджета составит 1055,520 млн. руб.
В подпрограмму "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" вошли следующие основные мероприятия:
обновление парка сельскохозяйственной техники;
энергообеспечение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;
развитие системы сельскохозяйственного консультирования в республике;
создание и развитие деятельности инновационных центров.
Индикаторами реализации подпрограммы являются:
объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями;
количество республиканских организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров.
Общий объем финансирования из средств республиканского бюджета составляет 15,3508 млн. руб.
Подпрограмма "Обеспечение реализации Республиканской программы"
Цель реализации подпрограммы - обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти республики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Общий объем финансирования подпрограммы за счет республиканского бюджета за 2013-2020 годы - 64500 тыс. рублей.
В Республиканскую программу входит целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2017 гг. и на период до 2020 года".
Целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:
диверсификация сельской экономики;
улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов;
поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;
формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Индикаторы реализации мероприятий программы включают:
ввод (приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов);
ввод в действие основных объектов социальной сферы сельских территорий;
количество пилотных проектов по комплексной застройке и благоустройству сельских территорий.
Общий объем финансирования программы за счет Республиканского бюджета за 2013-2020 гг. составляет 1321,6 млн. руб.
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года" предусматривает осуществление следующих основных мероприятий по:
техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;
противопаводковым, мелиоративным работам на рыбоводных прудах агромелиоративным и фитомелиоративным работам;
поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных систем;
научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области мелиорации.
Индикаторами реализации программы являются:
- увеличение сельскохозяйственных угодий, на которых осуществлено строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение гидромелиоративных систем;
- ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель;
- площади, на которых предотвращено выбытие из их оборота за счет проведения культуро-технических и других работ;
- водосбережение за счет повышения КПД гидромелиоративных систем;
- площади обводнения территорий и защита от затопления и подтопления;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Объем финансирования за счет республиканского бюджета за весь период реализации программы составляет 2329,0 млн. руб.
7. Обобщенная характеристика мер республиканского регулирования
Меры республиканского регулирования реализации программ включают следующие группы экономических инструментов:
7.1. Прямое субсидирование отдельных мероприятий за счет средств республиканского бюджета, как правило с софинансированием из федерального бюджета.
К таким мероприятиям относятся:
развитие элитного семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного дела в животноводстве и птицеводстве, стимулирование развития скотоводства;
компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, энергоресурсы, на отдельные мероприятия, в том числе на страхование сельскохозяйственных культур;
республиканская поддержка (в виде субсидий) уплаты процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в коммерческих банках (приложение N 3).
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 4.
7.2. Прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, социальное развитие сельских территорий.
8. Прогноз основных показателей реализации Республиканской программы
Прогноз реализации Республиканской программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и целевым программам, включенным в Республиканскую программу (приведен в приложении N 5).
В части основных показателей Республиканской программы прогнозируется:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2011 г. - 171,1%, в том числе продукции растениеводства 199,3% к 2011 г., продукции животноводства - 150,7%;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2011 г. 154,6% (раз);
индекс рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 г. - 22%;
увеличение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях в среднем по экономике республики на 2020 г. в 2,6 раза.
9. Обобщающая характеристика основных мероприятий, реализуемых в республике
Основные мероприятия, предусмотренные Республиканской программой, обеспечивают достижение ее целей и задач, учитывают специфику природно-экономических условий, функционирование региональных агропромышленных комплексов и реализуется на основе:
- софинансирования основной части мероприятий с республиканским бюджетом в размерах, определенных в Республиканской программе;
- реализации экономически значимых республиканских программ, финансирование которых осуществляется при поддержке средств республиканского бюджета, в соответствии с основными мероприятиями Республиканской программы;
- осуществление республиканских программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансируемых за счет республиканского бюджета.
10. Обоснование выделения подпрограммы и включение в состав Республиканских программ, реализуемых целевых программ
Представленный перечень подпрограмм определен в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и достижения Доктрины продовольственной безопасности по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность недостаточна для их самостоятельного эффективного развития.
За счет средств, направленных на поддержку определенных подотраслей сельского хозяйства, предлагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.
Структура и перечень подпрограмм, а также включенных в Республиканскую программу целевых программ, соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институционное преобразование и социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Республиканской программы. Состав подпрограмм и целевых программ рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого эффекта в целом по экономике республики.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 сентября 2013 г. N 194 в раздел 11 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
11. Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации Республиканской программы
Общий объем финансирования мероприятий Республиканской программы в 2013-2020 годы составит за счет республиканского бюджета 5819772,5 тыс. руб., в том числе погодам:
2013 год - 407569,0 тыс. руб.;
2014 год - 736217,1 тыс. руб.;
2015 год - 777837,9 тыс. руб.;
2016 год - 778575,7 тыс. руб.;
2017 год - 778014,5 тыс. руб.;
2018 год - 778654,3 тыс. руб.;
2019 год - 780673,1 тыс. руб.;
2020 год - 782230,9 тыс. руб.
По отдельным подпрограммам объемы финансирования приведены в приложении N 6 к Республиканской программе.
12. Риски реализации Республиканской программы и меры по управлению этими рисками
При реализации целей и задач Республиканской программы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам относятся:
макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
природные риски, связанные с размещением большой части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.
Управление рисками реализации Республиканской программы будут осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования" и о внесении изменений в ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (от 25.07.2011 г. N 260-ФЗ);
проведения мониторинга угроз и рисков развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленного комплекса;
подготовки и представления в соответствии с ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ).
Ежегодно в Правительство РИ, Народное собрание РИ направляется Национальный доклад о ходе и результатах реализации Программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения по корректировке Программы.
13. Методика оценки эффективности Республиканской программы
Эффективность реализации Республиканской программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогам к базовому году.
Индексы валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамику производительности труда и уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике республики - на степень решения социальных проблем отрасли. Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Показатели подпрограмм и целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений республиканской поддержки агропромышленного комплекса.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия и Республиканская служба статистики ежеквартально обобщают и анализируют статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей Республиканской программы для представления информации в Министерство экономического развития Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия, размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.
Для повышения эффективности использования средств Правительством Республики Ингушетия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключается Соглашение о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Соглашение).
Соглашением предусматриваются следующие обязательства:
предоставлять в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утвержденные нормативные правовые акты, определяющие порядок и условие предоставления средств государственной поддержки получателям;
еженедельно представлять в Минсельхоз России информацию о доведении средств поддержки до получателей;
по подготовке и утверждению Правительством Республики Ингушетия графика доведения средств поддержки до получателей и согласованию его с Минсельхозом России до подписания соглашения.
Оценка эффективности выполнения показателей Региональной программы производится на основе представляемой ежеквартально информации о выполнении соответствующих индикаторов и количественных показателей, определенных Минсельхозом России в "Паспорте региона".
Минсельхозом России осуществляется еженедельный мониторинг за исполнением республикой средств бюджета, выделяемых для поддержки. Органы управления агропромышленного комплекса республики, уполномоченные на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), представляют по установленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании которых в случае выявления отклонения от взятых на себя обязательств проводится работа по определению причин невыполнения.
В случае если в отчетном году не достигнуты установленные Соглашением о предоставлении субсидии значения целевых показателей использования субсидий, Минсельхоз России принимает решение о сокращении размера предоставляемых субсидий на год, следующий за отчетным финансовым годом.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Минсельхозом Ингушетии не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Республиканской программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса, хозяйств населения по вопросам реализации Республиканской программы.
Министерство сельского хозяйства Республики Ингушетия ежегодно в срок до 15 мая готовит Национальный доклад о ходе и результатах реализации Программы (далее - Доклад). В Докладе дается оценка хода реализации Программы в целом по ее подпрограмм и вошедшим в нее целевых программам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) - нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.
Доклад представляется в Правительство РИ и после его утверждения направляется в Народное собрание, Парламент Республики Ингушетия, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия создается экспертная комиссия, которая ежегодно составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности подпрограмм, целевых программ, входящих в Региональную программу, степень достижения целей и задач Региональной программы и рекомендации о внесении изменений и дополнений в указанные подпрограммы (основные направления), целевые программы.
Заключение экспертной комиссии направляется одновременно с Докладом в органы власти Республики Ингушетия, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.
Оценка эффективности реализации Республиканской программы проводится на основе оценки:
степени достижений целей и решения задач Республиканской программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Республиканской программы и их плановых значений, предусмотренных в приложении N 1 к Республиканской программе;
степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета и иных источников ресурсного обеспечения Республиканской программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий Республиканской программы, представленных в приложениях N 6 к Республиканской программе по каждому источнику ресурсного обеспечения (ФБ, РБ, и ВИ);
степени реализации мероприятий Республиканской программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограмм по годам.
Текст Приложений N 1-6 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными целями республиканской программы является обеспечение продовольственной независимости республики; повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, оптимизации его институционной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий.
Сроки и этапы реализации программы: 2013-2020 годы.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 г. N 243 "О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 15 ноября 2012 г. N 170-171, от 30 марта 2013 г. N 45 (без приложений N 1 - 6)
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 20 сентября 2013 г. N 194
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 августа 2013 г. N 175