Московский городской суд в составе
судьи Полыги В.А, при помощнике судьи Любутиной Ю.А, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акопяна Ары Арменаковича, Акопяна Армена Арменаковича о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 11834 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), в части пункта 1353 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП), в части пункта 12842 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен 24 ноября 2023 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 11834 в Перечень на 2022 год, пунктом 1353 в Перечень на 2023 год, пунктом 12842 в Перечень на 2024 год включено помещение с кадастровым номером ОКС1, расположенное в доме по адресу: г. Москва, АДРЕС.
Акопян А.А, Акопян А.А. обратились в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пункта 11834, в Перечень на 2023 год пункта 1353, в Перечень на 2024 год пункта 12842, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного помещения, принадлежащего административным истцам на праве собственности. В обоснование требований административные истцы ссылаются на то, что помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный истец Акопян А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит по 1/2 доле в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ОКС1 по адресу: г. Москва, АДРЕС, пом. 1/1. Площадь помещения составляет 90, 5 кв. метров, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку нежилое помещение включено в Перечни на 2022-2024 годы, на административных истцах с учетом положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащего им объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права Акопяна А.А, Акопяна А.А. как налогоплательщиков, а административные истцы вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктами "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, утверждаемый Правительством Москвы, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, для признания оспариваемого нормативного правового акта соответствующим требованиям действующего законодательства необходимо установить соблюдение совокупности следующих условий: 1) нежилое помещение должно находится в здании, включенном в перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих; 2) назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости должно предусматривать размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо помещения должны фактически использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом 20% критерия, закрепленного в пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N 78-ПП "Об утверждении Перечня пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимого в целях исчисления налога на имущество организаций" в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 утвержден Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение).
В соответствии с пунктом 3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N 78-ПП здание по адресу: г. Москва, АДРЕС включено в перечень п ешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций.
Что касается критерия фактического использования помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то п орядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
Судом установлено, что 22 сентября 2021 года в установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП порядке было проведено мероприятие по обследованию спорного помещения, по результатам которого был составлен акт обследования N АКТ1/ОФИ (далее - Акт 2021 года). В разделе 6 Акта указано, что на момент проведения обследования помещение фактически используется для размещения объектов торговли. На представленных в акте фотоматериалах запечатлено помещение цветочного магазина.
О спаривая выводы акта, административные истцы указали, что в нем зафиксировано не принадлежащее им помещение, а иное помещение в том же доме. При этом принадлежащее административным истцам помещение с кадастровым номером ОКС1 для целей, закрепленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используется.
В обоснование своих доводов административными истцами представлен акт от 22 октября 2024 года N АКТ2/ОФИ обследования помещения с кадастровым номером ОКС1 (далее - Акт 2024 года), в соответствии с которым оно для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используется. Из раздела 2 акта "Описание нежилого помещения" усматривается, что оно фактически не используется. На представленных в Акте 2024 года фотографиях запечатлено пустующее помещение.
Кроме того, в материалы дела представлен акт N АКТ3/ОФИ, составленный по результатам обследования помещения с кадастровым номером ОКС2, проведенного 29 июля 2021 года, то есть за два месяца до составления Акта 2021 года, на основании которого принадлежащее административным истцам помещение было включено в Перечни на 2022-2024 годы.
Исходя из визуального сравнения фотографий, представленных в акте от 29 июля 2021 года N АКТ3/ОФИ обследования помещения с кадастровым номером ОКС2 и в акте от 22 октября 2024 года N АКТ2/ОФИ обследования помещения с кадастровым номером ОКС1, в них запечатлено одно и то же помещение.
При этом из акта N АКТ3/ОФИ следует, что помещение с кадастровым номером ОКС2 обозначено как помещение I, так же как и помещение с кадастровым номером ОКС1 в Акте 2021 года. Таким образом, помещение по адресу: г. Москва, АДРЕС, пом. I в 2021 году значилось в ЕГРН под разными кадастровыми номерами. В Акте 2024 года помещение с кадастровым номером ОКС1 уже имеет обозначение как помещение 1/1.
Также согласно ответу Управления Росреестра по Москве от 29 октября 2024 года на судебный запрос сведения о помещениях с кадастровым номером ОКС2 площадью 91, 7 кв. метров и помещении с кадастровым номером ОКС1 площадью 90, 5 кв. метров являются актуальными. Однако в целях актуализации сведений в отношении площади помещений с кадастровыми номерами ОКС2 и ОКС1 Управлением Росреестра по Москве направлены запросы в ГБУ "МосгорБТИ" и в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы.
После направления указанного запроса помещение с кадастровым номером ОКС2 было снято с кадастрового учета 20 ноября 2024 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 декабря 2024 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что помещение с кадастровым номером ОКС2 и помещение с кадастровым номером ОКС1 фактически являются одним и тем же помещением, при этом в юридически значимый период не использовалось, что подтверждается актами от 29 июля 2021 года N АКТ3/ОФИ и от 22 октября 2024 года N АКТ2/ОФИ.
Суд также соглашается с доводами административных истцов о том, что в акте от 22 сентября 2021 года N АКТ1/ОФИ ошибочно было зафиксировано иное помещение.
Так, в материалы дела представлен акт от 12 августа 2016 года N АКТ4/ОФИ обследования помещения с кадастровым номером ОКС3 площадью 71, 4 кв. метров, из которого следует, что в нем находится цветочный магазин. Данное помещение обозначено как помещение II.
Согласно выписке из ЕГРН на помещение с кадастровым номером ОКС3 оно снято с кадастрового учета 19 июля 2016 года.
В свою очередь 17 февраля 2014 года на кадастровый учет поставлено помещение с кадастровым номером ОКС4 площадью 71, 4 кв. метров, которое обозначено как помещение 2/1.
Указанное помещение включено в Перечни на 2023-2024 годы, при этом из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, следует, что оно включено в Перечни на основании акта от 12 августа 2016 года N АКТ4/ОФИ, составленного в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3.
Суд отмечает, что ф отографии магазина цветов в акте от 12 августа 2016 года N АКТ4/ОФИ аналогичны фотографиям магазина в спорном Акте 2021 года, послужившего основанием для включения принадлежащего административным истцам помещения с кадастровым номером ОКС1 в Перечни на 2022-2024 годы.
Также на фотографиях Акта 2021 года (фотографии 1(1), 1(6)) запечатлен фасад дома по адресу: г. Москва, АДРЕС. Как видно из фотографий вывеска магазина "Первый цветочный" находится с правой стороны здания, в то время вход в помещение административных истцов находится с левой стороны здания.
В такой ситуации суд приходит к выводу о том, что Акт 2021 года не подтверждает использование принадлежащего административным истцам помещения в юридически значимый период для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем не мог являться основанием для включения помещения в Перечни на 2022-2024 годы.
Иных доказательств использования более 20 процентов от общей площади помещения в юридически значимый период в целях, закрепленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.
В такой ситуации требования административных истцов о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП подлежат удовлетворению.
Поскольку пункт 11834 включен в Перечень на 2022 год постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, пункт 1353 включен в Перечень на 2023 год постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2023 года, пункт 12842 включен в Перечень на 2024 год постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года, они подлежат признанию недействующими с 1 января 2022 года, с 1 января 2023 года и с 1 января 2024 года соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 11834.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 1353.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 12842.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующими пункты постановления Правительства Москвы, касающиеся включения нежилого помещения в перечень объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость. Суд установил, что помещение не использовалось для целей, предусмотренных налоговым законодательством, и не соответствовало критериям, необходимым для его включения в указанный перечень.