Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Витушкиной Е.А. и Шеповаловой О.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-534/2024 по апелляционным жалобам Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго", Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 19 сентября 2024 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" о признании не действующим в части установления тарифов на 2024 год строк таблицы Приложения N 4 к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской от 9 декабря 2021 года N 194-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Нижний Тагил и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию на территории города Нижний Тагил" (вместе с "Тарифами на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые теплосетевыми организациями на территории города Нижний Тагил", "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории города Нижний Тагил")" в редакции постановлений от 6 декабря 2023 года N 203-ПК и от 31 июля 2024 года N62-ПК.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи представителя административного истца, Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" Завьялова Е.В, настаивавшего на доводах своей апелляционной жалобы и возражавшего против доводов жалобы административного ответчика, представителей административного ответчика, Региональной энергетической комиссии Свердловской области Спасовой Ю.В. и Коньковой Е.С, настаивавших на доводах своей апелляционной жалобы и возражавших против доводов жалобы административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
9 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято вступившее в силу с 1 января 2022 года постановление N 194-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Нижний Тагил и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию на территории города Нижний Тагил" (вместе с "Тарифами на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые теплосетевыми организациями на территории города Нижний Тагил", "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории города Нижний Тагил")" (далее постановление N 194-ПК).
В разделе 1 приложения N 4 к постановлению N 194-ПК с использованием метода индексации на 2022 - 2026 годы установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Нижний Тагил, которые подлежат ежегодной индексации.
Постановление N 194-ПК опубликовано 17 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 6 декабря 2023 года N 203-ПК (далее постановление N 203-ПК) пункт 2 таблицы в разделе 1 приложения N 4 изложен в новой редакции: в строках 2.1.1.5. и 2.1.1.6. таблицы установлен на 2024 год с календарной разбивкой по полугодиям одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (вид теплоносителя - вода) в следующих размерах: с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года - 2 064, 61 руб. / Гкал. (без НДС); с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года - 2 345, 50 руб. / Гкал. (без НДС).
В строках 2.1.2.5. и 2.1.2.6. таблицы этот же тариф для населения указан с учётом НДС и составил соответственно с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года 2 477, 53 руб./Гкал, с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года 2 814, 60 руб./Гкал (размер среднегодового тарифа составляет 2 184, 55 руб. / Гкал.)
Постановление N 203-ПК опубликовано 12 декабря 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31 июля 2024 года N 62-ПК (далее постановление N 62-ПК) в постановление N 194-ПК внесены изменения, введённые в действие с 1 августа 2024 года.
Так, строки таблицы 2.1.1.6. и 2.1.2.6. изложены в следующей редакции: с 1 августа 2024 года по 31 декабря 2024 года величина тарифа не изменилась и составила 2 345, 50 руб. / Гкал. (без НДС) и 2 814, 60 руб. /Гкал (с НДС), при этом размер среднегодового тарифа составил 2 181, 18 руб. / Гкал.)
Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Тагилэнерго" (далее НМУП "Тагилэнерго", предприятие) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив требования, просило признать не действующим постановление N 194-ПК в редакции постановления N 203-ПК с 6 декабря 2023 года, в редакции постановления N 62-ПК с 31 июля 2024 года в части установления тарифов на 2024 год (строки 2.1.1.5, 2.1.1.6, 2.1.2.5. и 2.1.2.6. пункта 2 таблицы в разделе 1 приложения N 4).
Административное исковое заявление мотивировано тем, что предприятие является единой теплоснабжающей организацией в зонах действия принадлежащих ей газовых, угольных и дровяной котельных на территории муниципального образования город Нижний Тагил, осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения.
Такая деятельность относится к регулируемым видам деятельности и осуществляется по ценам (тарифам), устанавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию для административного истца на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов утверждены постановлением N 194-ПК, в соответствии со строками 2.1.1.5, 2.1.1.6, 2.1.2.5. и 2.1.2.6. пункта 2 таблицы в разделе 1 приложения N 4 которого тарифы установлены с использованием метода индексации долгосрочных тарифов.
Оспариваемые положения постановления N 194-ПК в редакции постановлений N 203-ПК и N 62-ПК в части установления тарифов на 2024 год не соответствуют нормам, имеющим большую юридическую силу, не отвечают принципу установления экономически обоснованных тарифов.
Административный истец указал, что при корректировке необходимой валовой выручки (далее НВВ) на 2024 год, административный ответчик занизил стоимость природного газа, используемого на 6 котельных, приняв не среднюю стоимость по договорам поставки за январь - март 2023 года, а рассчитав её из средней стоимости за предыдущий период, при этом неверно определиладминистративного истца как потребителя 4 категории (вместо третьей), для которого цена топлива существенно ниже. Кроме того, регулятор без всякого на то правового обоснования исключил из НВВ регулируемой организации экономически обоснованные и документально подтверждённые расходы с целью недопущения превышения максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, однако, не учёл, что потребителями данной услуги являются не только граждане, но и организации, при этом фактически регулятор применил механизм "сглаживания" в отсутствие такого нормативного регулирования для сферы теплоснабжения.
Установленное правовое регулирование нарушает права предприятия, поскольку заниженная величина НВВ привела к установлению экономически необоснованного индивидуального тарифа, что, в свою очередь, привело к недополучению административным истцом доходов от регулируемого вида деятельности.
Решением Свердловского областного суда от 19 сентября 2024 года административный иск НМУП "Тагилэнерго" удовлетворён: суд признал не действующими с моментов начала их действия строки 2.1.1.5, 2.1.1.6, 2.1.2.5. и 2.1.2.6. таблицы в разделе 1 приложения N 4 к постановлению N 194-ПК в редакциях постановлений N 203-ПК и N 62-ПК.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение суда изменить в той части, в которой суд отклонил доводы НМУП "Тагилэнерго" о неправильном определении и занижении регулятором цены на природный газ при определении оспариваемого тарифа, признать произведённый административным ответчиком расчёт цены природного газа не соответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, материалам тарифного дела и предоставленным первичным документам, в остальной части просит оставить решение суда без изменения.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованность выводов суда в указанной части, поскольку расчёт цены природного газа для двух котельных произведён регулятором при неправильном определении категории потребителя.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области также обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить полностью и в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на неверный вывод суда о необоснованном уменьшении регулятором необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, поскольку возможность учёта расходов, признанных органом регулирования экономически обоснованными, в течение более чем одного расчётного периода регулирования, предусмотрена действующим законодательством, и такое уменьшение не является произвольным. Также административный ответчик не согласен с выводом суда о неверном определении величины объёма полезного отпуска по газовым котельным, поскольку такой расчёт произведён в строгом соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", пунктами 9, 9.1 и раздела III Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Относительно апелляционной жалобы административного истца административным ответчиком представлены возражения. Также административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу административного ответчика.
Заинтересованное лицо, Федеральная антимонопольная служба России в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на них, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении).
Кроме того, правоотношения в сфере теплоснабжения регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее Методические указания N 760-э).
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемых норм нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу, что данное правовое регулирование противоречит таким нормам, в связи с чем усмотрел основания для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда.
Согласно пунктам 5-7 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признаётся экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчётного периода регулирования; объём полезного отпуска - количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении (пункт 2 Основ ценообразования).
НМУП "Тагилэнерго" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, а именно, производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности); на основании постановления Администрации г.Нижний Тагил от 9 декабря 2019 года N 2707-ПА в редакции постановления от 27 сентября 2021 года N 1780-ПА Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Тагилэнерго" (ЕТО-2) в зонах действия принадлежащих ей газовых котельных в изолированных зонах теплоснабжения СЦТ-24 - СЦТ-34, СЦТ-40 с 27 сентября 2021 года является единой теплоснабжающей организацией.
На основании поступившей от НМУП "Тагилэнерго" в 2023 году тарифной заявки и приложенных к ней материалов Региональной энергетической комиссией Свердловской области подготовлено экспертное заключение (т.2 л.д.1-16).
На заседании Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области 6 декабря 2023 года рассмотрен вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Нижний Тагил для НМУП "Тагилэнерго", что подтверждается выпиской из протокола от 6 декабря 2023 года N 33 (т.1 л.д.97-121); принято оспариваемое в части постановление N 203-ПК (т.1, л.д.81-96).
По результатам проверки Федеральной антимонопольной службы России 25 июня 2024 года Региональной энергетической комиссии Свердловской области выдано предписание N СП/55164/24, в соответствии с которым административному ответчику предписано провести дополнительный анализ и расчёт расходов (показателей), включённых в НВВ НМУП "Тагилэнерго" на 2024 год по статьям затрат и показателям: расходы на топливо на 2024 года, полезный отпуск тепловой энергии на 2024 год, по результатам которого органу регулирования надлежит пересмотреть величину НВВ в соответствии с нормативными положениями, исключив из неё выявленные экономически необоснованные расходы (т.43 л.д.105-120).
Региональной энергетической комиссией Свердловской области по результатам дополнительного анализа подготовлено экспертное заключение об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую НМУП "Тагилэнерго" на 2024 год (т.4 л.д.166-199).
На заседании Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области 31 июля 2024 года рассмотрен вопрос об исполнении указанного предписания, что подтверждается выпиской из протокола от 31 июля 2024 года N 19 (т.4 л.д.153-165); принято постановление N 62-ПК (т.4, л.д.152), в соответствии с которым и по результатам дополнительной экспертизы установленные для административного истца тарифы не изменились.
Судебная проверка в рамках нормоконтроля осуществлена судом первой инстанции на предмет соответствия нормам, имеющим большую юридическую силу, изложенных в постановлении N 194-ПК тарифов в редакции постановлений N 203-ПК и N 62-ПК.
Удовлетворяя заявленные НМУП "Тагилэнерго" требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Региональной энергетической комиссией Свердловской области при установлении тарифа неверно определён объём полезного отпуска тепловой энергии.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы административного ответчика об ошибочности данного вывода суда заслуживают внимания.
Схема теплоснабжения муниципального образования город Нижний Тагил, утверждённая постановлением администрации города Нижний Тагил от 9 декабря 2019 года N 2707-ПА в редакции постановлений от 28 февраля 2023 года N 419-ПА, от 9 июня 2023 года N 146-ПА, от 1 августа 2023 года N 1758-ПА, не содержит информацию об объёмах полезного отпуска тепловой энергии НМУП "Тагилэнерго".
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании НВВ, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска тепловой энергии расчётный объём полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учётом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчёт цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как установлено пунктом 22(1) Основ ценообразования расчётный объём полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учётом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчётный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчётности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объёмах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчётный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчётности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объёмах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
Согласно экспертному заключению (т.2 л.д.1-16) в связи с отсутствием в актуализированной Схеме теплоснабжения информации об объёмах отпуска тепловой энергии, поставляемого НМУП "Тагилэнерго", расчётный объём полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год принят Региональной энергетической комиссией Свердловской области с учётом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии на основании анализа представленной регулируемой организацией информации, в том числе данных о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за предыдущие периоды регулирования, подтверждённых годовыми формами статистической отчётности (46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, загруженными в ЕАИС-МФП "Мониторинг фактических показаний", 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг (фактические данные, подтверждённые административным истцом), договорных (заявленных на расчётный период регулирования потребителями) объёмов, информации о фактическом отключении (подключении) потребителей, объёмов потерь.
Поскольку органом регулирования при расчёте полезного отпуска тепловой энергии учитывался фактический полезный отпуск тепловой энергии за последний отчётный год и динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года, то в экспертном заключении должны быть отражены такие данные.
Вместе с тем, в экспертном заключении приведён лишь среднегодовой объём полезного отпуска, однако не отражён анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний год и динамики полезного отпуска за последние три года.
По результатам проверки Федеральной антимонопольной службы России 25 июня 2024 года Региональной энергетической комиссии Свердловской области выдано предписание N СП/55164/24, которым установлено, что в экспертном заключении отсутствует обоснование полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год в соответствии с подпунктом "а" пункта 29 Правил регулирования цен, в соответствии с которым экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объёмов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), в том числе с учётом динамики отпуска за последние три года, а также отсутствует расчёт полезного отпуска тепловой энергии с учётом пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования, пункта 21 Методических указаний, со ссылками на учтённые в расчётах документы регулируемой организации.
В экспертном заключении (том 4, л.д.166-199), послужившим обоснованием для принятия постановления N 62-ПК, указанные недостатки устранены.
Выводы, изложенные Федеральной антимонопольной службой России в предписании N СП/55164/24, не свидетельствуют о противоречии постановления N 194-ПК в редакции постановления N 203-ПК законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку в предписании органу регулирования вменена обязанность провести дополнительный анализ объёма полезного отпуска, по результатам которого, в случае необходимости, пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей.
При проверке оспариваемого нормативного правового акта в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной коллегией не установлено нарушений тарифного законодательства при определении объёмов полезного отпуска тепловой энергии, установленных постановлением N 194-ПК в редакциях постановлений N 203-ПК и N 62-ПК.
Поскольку Региональной энергетической комиссией Свердловской области объём тепловой энергии определён верно, вывод суда первой инстанции о том, что неправильное определение органом регулирования объёма полезного отпуска привело к неверному определению расходов на энергетические ресурсы (объём газа), противоречит фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неверном определении органом тарифного регулирования объёмов полезного отпуска тепловой энергии противоречит тарифному законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о произвольности действий Региональной энергетической комиссии Свердловской области по корректировке НВВ в целях ограничения роста платы за теплоснабжение на 2024 год и доводы апелляционной жалобы органа регулирования в указанной части заслуживают внимания.
Необходимость соблюдения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях обусловлена ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренным статьёй 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятым в её исполнение Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
При этом установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утверждённых показателей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 года N 3147-р "Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2024 - 2028 годы" утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в том числе для Свердловской области на 2024 год такие индексы утверждены в следующих размерах: на первое полугодие 2024 года - 0, 0%, на второе полугодие 2024 года - 9, 6%.
Кроме того, данным распоряжением утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов изменения размера платы, в том числе для Свердловской области такие отклонения составили: на первое полугодие 0, 0%, на второе полугодие 4, 0%.
Пунктом 5 Указа Губернатора Свердловской области от 15 декабря 2023 года N 592-УГ утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2024 - 2028 годы.
Как следует из экспертного заключения, в целях ограничения роста на 2024 год платы потребителей Свердловской области за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, произведена корректировка НВВ регулируемой организации на сумму 75 732 769 рублей, которая подлежит включению в тариф в последующие периоды регулирования.
Как следует из экспертного заключения, обосновывающего установление тарифов на тепловую энергию для административного истца на 2025 год, 4 148 064 рубля учтены в структуре затрат при формировании тарифов на 2025 год. Остаток расходов в размере 71 584 705 рублей подлежит включению в НВВ при формировании тарифов на последующие периоды (2026-2027 годы) долгосрочного периода регулирования.
Согласно представленным судебной коллегии регулирующим органом расчётам, с 1 августа 2024 года рост тарифа на тепловую энергию составил 113, 6%, а в случае непроведения корректировки НВВ на сумму 75 732 769 рублей, такой рост составил бы 142, 9%, что привело бы к существенному превышению индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учётом существенной доли стоимости тепловой энергии в суммарной плате потребителей (граждан) за коммунальные услуги.
Как было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении утверждены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, к которым относится, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Государственное регулирование отношений между организациями энергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций призвано как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1813-О).
Гарантией соблюдения приведённых основополагающих принципов организации экономических отношений и государственного регулирования в сфере энергетики, включая достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, является, с одной стороны, введение предельных максимальных уровней цен (тарифов), которое направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П), а с другой стороны, предусмотренная законодательством возможность установления цен (тарифов) на уровне выше максимального уровня при условии обязательного согласования такого тарифного решения с ФАС России (пункт 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 21 Правил регулирования).
Вместе с тем, указанная гарантия не является безусловной и сама по себе не свидетельствует о необходимости игнорирования экономически обоснованных и документально подтверждённых расходов регулируемой организации при достижении в тарифном решении предельного максимального уровня (по согласованию с ФАС России - выше предельного максимального уровня) цен (тарифов), поскольку без возможности последующей компенсации таких расходов она не обеспечивала бы баланс частных и публичных начал в рассматриваемой сфере экономической деятельности.
Обеспечить возможность названной компенсации и одновременно препятствовать резкому росту тарифов призваны предусмотренные законом механизмы сглаживания изменения тарифов и учёта в последующих периодах регулирования выявленных экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены.
Реализация вышеуказанных механизмов, являющаяся не только правом, но и обязанностью тарифного органа, способна обеспечить доступность услуг для потребителей и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности регулируемых организаций, достигнув тем самым соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Судебная коллегия отмечает, что сглаживание в сфере теплоснабжения осуществляется посредством реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Из экспертного заключения следует, что экономически обоснованные расходы, неучтённые органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учтены в НВВ регулируемой организации и частично компенсированы при установлении тарифа на 2025 год, а также подлежат компенсации в следующих периодах долгосрочного периода регулирования, что отражено в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.
Вопрос включения в НВВ экономически обоснованных расходов, ранее исключённых в связи с превышением предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, подлежит рассмотрению в следующих двух расчётных периодах (2026 и 2027 годы) при установлении очередных тарифов на тепловую энергию в порядке статьи 13 Основ ценообразования.
Порядок учёта расходов, неучтенных органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги разъяснён Президиумом Федеральной антимонопольной службы России в Разъяснениях N 21, утверждённых протоколом от 21 марта 2022 года N 2 и отражён в решениях ФАС России от 4 августа 2021 года N 31/64967/21, от 27 июля 2021 года N 31/62566/21.
Признавая несостоятельными доводы административного истца о том, что, рассчитывая цену на газ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области неправильно квалифицировала истца, как потребителя третьей группы, которая устанавливается в зависимости от объёмов потребления, и поэтому цена природного газа определена в заниженном размере, суд исходил из того, что по отдельности ни одна газовая котельная регулируемой организации не потребляет объём природного газа более 10 млн.м3 в год; при сложении общего объёма потребления газа всеми газовыми котельными объём потреблённого природного газа превышает 10 млн.м3, которая разделяет третью и четвёртую группу потребителей (для третьей группы потребителей цена газа ниже, чем для четвёртой группы).
При этом, суд установил, что поставщик природного газа в платёжных документах, представленных в тарифное дело и в суд, использовал в течение первых одиннадцати месяцев 2022 года составляющую цену природного газа как для потребителя третьей группы (то есть, с более низкой ценой), а по итогам года, без каких-либо обосновывающих документов пересчитал по четвёртой группе потребителей.
Суд пришёл к выводу, что расчёт цены природного газа по третьей группе не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основан на материалах тарифного дела, соответствует представленным первичным документам.
Суд учёл, что из представленного договора поставки и транспортировки газа (с дополнительным соглашением) также невозможно сделать вывод о каких-либо договорённостях поставщика природного газа с административным истцом о поставке природного газа, именно как для потребителя определённой группы. Вместе с тем, поставка природного газа, с применением цены именно по третьей группе подтверждается первичными документами (счетами-фактурами за январь - ноябрь 2022 года), имеющимися в материалах дела. При этом счёт-фактура за декабрь 2022 года не содержит никакой информации, что перерасчёт проведён газораспределительной организацией именно по причине отнесения получателя газа не к третьей, а к четвёртой группе потребителей.
Учитывая изложенное, суд отклонил утверждение административного истца о занижении административным ответчиком цены на природный газ.
Соглашаясь с такими выводами суда, судебная коллегия учитывает, что Региональной энергетической комиссией Свердловской области цена на природный газ установлена в размере 5 560, 11 руб./тыс.м3.
Административным истцом в тарифной заявке плановая цена на природный газ на 2024 год определена в размере 5 799, 79 тыс./руб.м3, и данная цена рассчитана регулируемой организацией путём индексации фактической цены на газ за январь-февраль 2023 года в размере 5 492, 23 руб./тыс.м3 на прогнозный индекс цены на газ на 2024 год в размере 105, 6%.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования плановая (расчётная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Таким образом, расходы на природный газ включают: оптовую цену на газ, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, плату за снабженческо-бытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа, специальную надбавку к тарифам на услугу по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28 ноября 2023 года N 910/23 утверждены оптовые цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 ноября 2022 года N 828/22 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 31 октября 2022 года N 775/22 утверждены размеры платы за снабженческо-бытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 29 декабря 2023 года N 261-ПК утверждены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования программ газификации газораспределительными организациями Свердловской области на 2024 год.
Поскольку специальная надбавка к тарифам на услугу по транспортировке газа по газораспределительным сетям при принятии постановления N 203-ПК не была установлена, то определение цены газа расчётным способом путём индексации не противоречит положениям Основ ценообразования и Методических указаний.
При этом при принятии 31 июля 2024 года постановления N 62-ПК вместо ранее отсутствовавшей специальной надбавки Региональной энергетической комиссией Свердловской области правомерно использована утверждённая величина, поэтому и последовало обоснованное изменение величины цены на газ.
Предложенный административным истцом подход по учёту плановой (расчётной) цены на газ путём индексации фактической цены на газ за первые два месяца 2023 года, действующими нормативными актами не предусмотрен; плановая (расчётная) цена на газ определена регулятором верно в соответствии с пунктами 28, 37 Основ ценообразования.
Для признания нормативного правового акта не действующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не учтено, что по данному делу такая совокупность не установлена.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, решение Свердловского областного суда от 19 сентября 2024 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 19 сентября 2024 года отменить.
Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию "Тагилэнерго" в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим в части установления тарифов на 2024 год строк 2.1.1.5, 2.1.1.6, 2.1.2.5. и 2.1.2.6. таблицы в разделе 1 Приложения N 4 к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской от 9 декабря 2021 года N 194-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории города Нижний Тагил и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию на территории города Нижний Тагил" (вместе с "Тарифами на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые теплосетевыми организациями на территории города Нижний Тагил", "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории города Нижний Тагил")" в редакции постановлений от 6 декабря 2023 года N 203-ПК и от 31 июля 2024 года N62-ПК - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия удовлетворила апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии, отменив ранее вынесенное решение о признании не действующим регулирования тарифов на тепловую энергию для города Нижний Тагил. Суд установил, что оспариваемые тарифы были основаны на экономически обоснованных расчетах, соответствующих законодательству. В удовлетворении административного иска Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" отказано.