Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н, судей Сулеймановой А.С, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 75RS0024-01-2024-000362-68 по иску прокурора Чернышевского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Забайкальского края о понуждении к организации отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничной торговли лекарственными препаратами в обособленных подразделениях ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница", по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Забайкальского края на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 мая 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 августа 2024 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Маслаковой О.Г, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернышевского района Забайкальского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Забайкальского края о понуждении к организации отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничной торговли лекарственными препаратами в обособленных подразделениях ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница".
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки прокурором исполнения законодательства об охране здоровья граждан, лекарственном обеспечении населения в отношении ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" в составе которой находятся фельдшерско-акушерские пункту, установлено, что при наличии лицензии, отсутствие аптечных пунктов в сельских населенных пунктах, учреждением не организована розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в указанных пунктах, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями входит в полномочия Министерства здравоохранения Забайкальского края, обязанностью ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (при наличии лицензий по осуществлению фармацевтической деятельности) является обеспечение реализации лекарственных препаратов по рецептам и для розничной торговли в фельдшерских-акушерских пунктах ГУЗ "Чернышевская ЦРБ".
Прокурор Чернышевского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, просил обязать ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях ГУЗ "Чернышевская ЦРБ": "адрес" обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, профинансировать ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в указанных обособленных подразделениях ГУЗ "Чернышевская ЦРБ".
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 мая 2024 г. на ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" возложена обязанность обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница" в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 31 августа 2016 г. N647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения", Приказом Министерства здравоохранения России от 24 ноября 2021 г. N1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов": "адрес"
На Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 августа 2024 г. решение суда первой инстанции изменено, на ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" возложена обязанность обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница", а Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, профинансировать ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница" в "адрес" в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством здравоохранения Забайкальского края ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части возложения обязанности по финансированию, как незаконных.
В письменных возражениях прокурор Пешкова А.Б. просит доводы кассационной жалобы отклонить, судебные постановления в обжалованной части оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание.
Разрешая спор и возлагая на ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" такую обязанность, а на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность профинансировать указанное мероприятие, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.4, 10, 19, 29, 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.ст.52, 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", исходил из того, что граждане, проживающие в вышеуказанных населенных пунктах фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
При этом суд также сослался на полномочия Министерства здравоохранения, которое в силу своих полномочий обязана реализовывать программы развития здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, указав вместе ФАП в "адрес"
Отклоняя довод Министерства здравоохранения об отсутствии оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях больницы, суд апелляционной инстанции указал, что указанная обязанность медицинской организации следует из нормативных актов, обратное противоречило бы установленному Конституцией РФ праву каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, основным принципам охраны здоровья в Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы о неправомерном возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности по финансированию указанных мероприятий в связи со следующим.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Из Устава ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" следует, что функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
При этом понуждение Министерства здравоохранения Забайкальского края к выделению финансирования мероприятий по обеспечению отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях больницы, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм права.
Судом апелляционной инстанции при проверке решения суда по доводам апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Забайкальского края не были учтены вышеперечисленные нормы материального закона, нарушения, допущенные судом первой инстанции не устранены, что привело к вынесению судебных постановлений в указанной части с нарушением норм материального права.
В этой связи, а также исходя из соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст.6.1 ГПК РФ) отмене подлежит апелляционное определение в части возложения на министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ГУЗ "Чернышевская центральная районная больница" обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница", а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует устранить допущенные нарушения, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и положениями закона, регламентирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 августа 2024 г. в части требований к Министерству здравоохранения Забайкальского края - отменить, направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Соловьев В.Н.
Судьи Сулейманова А.С.
Кравченко Н.Н.
Мотивированное определение изготовлено 3 февраля 2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.