Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания ФИО8, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-групп" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023, 2024 годы, утвержденных распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Вектор-групп" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", зарегистрированном в Министерстве юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2020 года за N 7027, опубликованном 25 ноября 2020 года на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год", зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2023 года за N 11911, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2023 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее - Перечень на 2024 год).
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "Вектор-групп" (далее - ООО "Вектор-групп") обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", которое включено в пункт 451 Перечня на 2021 год, пункт 248 Перечня на 2022 год, пункт 246 Перечня на 2023 год, пункт 246 Перечня на 2024 год; а также собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", которое включено в пункт 453 Перечня на 2021 год, пункт 250 Перечня на 2022 год, пункт 247 Перечня на 2023 год, пункте 247 Перечня на 2024 год.
Административный истец полагает, что включение указанных зданий в Перечни на 2021, 2022, 2023 и 2024 годы противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как указанные здания не входят в категорию торговых центров (комплексов), включение этих зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 451, 453 Перечня на 2021 год, пункты 248, 250 Перечня на 2022 год, пункты 246, 247 Перечня на 2023 год, пункты 246, 247 Перечня на 2024 год.
Решением Верховного Суд Республики Татарстан от 11 октября 2024 года административное исковое заявление ООО "Вектор-групп" удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня принятия пункт 453 Перечня на 2021 год, пункт 250 Перечня на 2022 год, пункт 247 Перечня на 2023 год, пункт 247 Перечня на 2024 год.
В удовлетворении административного иска в части признания недействующими пункта 451 Перечня на 2021 год, пункта 248 Перечня на 2022 год, пункт 246 Перечня на 2023 год, пункта 246 Перечня на 2024 год отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе административный истец ООО "Вектор-групп" просило решение Верховного Суд Республики Татарстан от 11 октября 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в остальной части решение оставить без изменения.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просило решение Верховного Суд Республики Татарстан от 11 октября 2024 года отменить в части удовлетворенных заявленных требований.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы административного ответчика, в которых просил решение суда в части удовлетворения требований административного истца оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А, полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к апелляционной жалобе, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяет налоговую ставку, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, порядок уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 указанного Закона налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке. Перечень таких объектов недвижимого имущества определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, Министерство в пределах своей компетенции определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Деятельность по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" регламентируется Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок определения вида фактического использования здания), утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2017 года N 977, согласно которому в целях проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - мероприятия) решением Комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее Комиссия) в каждом населенном пункте, на территории которого расположены объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" определяется как их кадастровая стоимость, формируется рабочая группа по обеспечению обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - рабочая группа) (пункт 4).
В целях обеспечения проведения обследования рабочая группа использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН), документах технического учета (инвентаризации) и иных документах (пункт 9). В ходе обследования осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений, результаты которой представляются в Комиссию в срок, установленный пунктом 11 настоящего Порядка (пункт 10). По результатам обследования рабочая группа не позднее пяти рабочих дней со дня проведения обследования составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - акт обследования) и представляет его в Комиссию (пункт 11). В случае, если при проведении обследования возникли обстоятельства, препятствующие доступу рабочей группы в здание (строение, сооружение) и помещение, подлежащие обследованию, и при этом имеются обстоятельства, свидетельствующие об использовании указанного здания (строения, сооружения) и помещения для размещения торговых центров (комплексов), акт обследования оформляется с указанием выявленных обстоятельств и причин, препятствующих доступу рабочей группы в здание (строение, сооружение) и помещение (пункт 12).
Распоряжение Министерства об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения размещается на официальном сайте Министерства не позднее трех рабочих дней после дня издания распоряжения (пункт 15).
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2020 года N 965 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного перечня", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником:
- нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", которое включено в пункт 451 Перечня на 2021 год, пункт 248 Перечня на 2022 год, пункт 246 Перечня на 2023 год, пункт 246 Перечня на 2024 год;
- нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", которое включено в пункт 453 Перечня на 2021 год, пункт 250 Перечня на 2022 год, пункт 247 Перечня на 2023 год, пункте 247 Перечня на 2024 год.
Согласно выпискам из ЕГРН, сведениям, представленным ППК "Роскадастр", здание с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: ФИО3, "адрес", имеет год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию по завершению строительства - 2017, поставлено на государственный кадастровый учет 20 ноября 2017 года, состоит из 7 этажей, имеет наименование "Многоуровневый паркинг со встроенными торговыми помещениями, входящий в состав жилого комплекса по "адрес"", площадь его составляет 16 094 кв. м, в пределах здания каких-либо нежилые помещения, поставленные на государственный кадастровый учет отсутствуют (т.2 л.д.23-28), расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:060405:2608, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером 16 "данные изъяты" и поставленном на государственный кадастровый учет 17 сентября 2019 года с видом разрешенного использования "торговые объекты за исключением рынков, автомобильные стоянки, гаражи, паркинги на отдельном земельном участке" (т.1 л.д.215).
В результате автоматических выгрузок из ЕГРН у земельного участка у земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлен вид разрешенного использования "под иными объектами специального назначения, торговые объекты, за исключением рынков, автомобильные стоянки, гаражи, паркинги на отдельном земельном участке", по состоянию на 16 ноября 2020 года у земельного участка был данный вид разрешенного использования.
В результате исправления технической ошибки в ЕГРН 27 марта 2021 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" изменен на "торговые объекты, за исключением рынков, автомобильные стоянки, гаражи, паркинги на отдельном земельном участке". Этот вид разрешенного использования земельного участка был и по состоянию на 25 ноября 2022 года, 28 ноября 2023 года.
7 мая 2024 года по заявлению директора ООО "Вектор-групп" вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" изменен на "хранение автотранспорта, магазины, обеспечение занятий спортом в помещениях" (т.1 л.д.251, т.2 л.д.29-32).
В суд первой инстанции в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан включило здание с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни исключительно в связи с расположением этого здания на земельном участке, имеющем одним из видов разрешенного использования, предусматривающий размещение торговых помещений.
Судом установлено, что для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" характерна множественность видов разрешенного использования, что препятствует однозначно определить режим вида разрешенного использования земельного участка соответствующим критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без учета сведений о предназначении и фактическом использовании здания и помещений в нем.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее налогоплательщику недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" не предназначено и фактически не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом критериев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из выписок из ЕГРН следует, что данное здание имеет год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию по завершению строительства 2017 год, техническая инвентаризация здания проводилась в 2017 году, по результатам которой составлен технический паспорт здания по состоянию на 21 августа 2017 года (т.1 л.д.46, т.5 л.д.211-250).
Согласно экспликации к поэтажному плану вышеуказанного технического паспорта имеются в указанном здании на 1 этаже расположено 14 торговых помещений с наименованием "торговое помещение", общей площадью 1 907, 1 кв. м, что составляет 12, 17 % от общей площади здания по данным технического паспорта 15 664, 3 кв. м, а также составляет 11, 8 % от общей площади здания 16 094 кв. м, указанной в выписке из ЕГРН.
По сведениям технического паспорта от 14 марта 2018 года произведена техническая инвентаризация нежилого помещения NЧ32 (не состоящего на государственном кадастровом учете), расположенного на 1 этаже здания, общей площадью 526, 4 кв. м, которое состоит из совокупности помещений, в том числе торгового зала площадью 453, 5 кв. м (т.5 л.д.152-159). Данное помещение используется ООО "Агроторг" на основании договора П792-Ч1/2036/20 от 16 февраля 2018 года под торговлю магазина "Пятерочка" (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.51-64, 65-71), При таких обстоятельствах судом установлено, что технический паспорт здания с кадастровым номером 16:50:060405:2036, составленный по состоянию на 21 августа 2017 года, содержащий в себе сведения о наличии в здании торговых помещений суммарной площадью 1 907, 1 кв. м, а также технический паспорт от 14 марта 2018 года, составленный в отношении нежилого помещения NЧ32 (не состоящего на государственном кадастровом учете), общей площадью 526, 4 кв. м, не могут служить доказательством правомерности включения здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни на 2021, 2022, 2023, 2024 годы, поскольку совокупная площадь торговых помещений, указанных в этих технических паспортах, составляет менее 20 % от общей площади здания.
Архивные материалы органов технической инвентаризации и кадастровые дела объекта недвижимости в юридически значимый период представленные суду не содержат сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости (т.6 л.д.1-252, т.7 л.д.1-260, т.8 л.д.1-128, т.9 л.д.1-270, т.10 л.д.1-252, т.11 л.д.1-214, т.12 л.д.1-217, т.13 л.д.1-259, т.14 л.д.1-230, т.15 л.д.1-70).
По сведениям, предоставленным административным истцом, в здании с кадастровым номером 16:50:060405:2036 имеются помещения, которые арендуют субъекты предпринимательской деятельности с целью ведения торговли, оказания услуг общественного питания и размещение офисов:
ИП Люев М.Т, договор Д44ДА-12/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 62, 2 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 13-26), ИП Додаров Р.Р, договор Д44ДА-13/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 9 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 27-40), ИП Додаров Р.Р, договор Д44ДА-10/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 25, 5 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 41-54), ИП Бабаев А.Р, договор Д44ДА-12/1/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 63, 3 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 69-86), самозанятый Камалиев Р.Ф, договор Д44ДА-18/3/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 7 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 87-100), ИП Малков В.Н. (до 14 февраля 2023 года ИП Усова Т.А.), договор Д44ДА-2/21 от 1 апреля 2022 года, арендуемая площадь 75, 3 кв. м для размещения офиса (т.3 л.д.2-3, 4, 101-119, 120), ИП Ганеев А.С, договор Д44ДА-25/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 42, 2 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 121-134), ООО "Вектор финансов", договор Д44ДА-34/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь 49 кв. м для размещения офиса (т.3 л.д.2-3, 4, л.д.135-148), ООО "Центр производственных решений" (с 1 октября 2022 года до 1 мая 2023 года ООО "Стехстрой"), договор Д44ДА-4/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 107, 6 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 159-171, 172), ИП Низамов Т.Р, договор Д44ДА-5/23 от 1 сентября 2023 года, арендуемая площадь под торговлю 36, 9 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 173-186), ИП Гаязов Б.Х, договор Д44ДА-1/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 57, 9 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 205-218), ООО "Чиста Су", договор Д44ДА-18/4/22 от 1 ноября 2022 года, арендуемая площадь под торговлю 1 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, 5, т.4, л.д.20-37), ООО "Глобус Маркет" (с 16 октября 2020 года до 1 февраля 2024 года ООО "Максим"), договор Д44Д-11/217/20 от 16 декабря 2020 года, арендуемая площадь под торговлю 69, 2 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.35-46, 47-48), ООО "Агроторг" договор П792-Ч1/2036/20 от 16 февраля 2018 года,
арендуемая площадь под торговлю магазина "Пятерочка" 526, 4 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.51-64, 65-71), Минуллина В.Р, договор Д44ДА-Ч.31/183/23 от 14 января 2023 года, арендуемая площадь под оказание услуг общественного питания 93, 6 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.72-81), ИП Кошелев И.И, договор Д44ДА-1434/23 от 9 марта 2023 года, арендуемая площадь под торговлю 96, 6 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.82-101), ООО "Сырная Лавка Сернурского Сырзавода", договор N 44ДА-1448/22 от 10 апреля 2023 года, арендуемая площадь под торговлю 53 кв. м (т.3 л.д.2-3, 4, т.4 л.д.102-120).
Суд учел в качестве помещения, используемого под торговлю и офис, помещение площадью 188, 2 кв. м, которое арендовало ООО "Филуэт РС" по договору N 44Д-Ч.31/183/20 от 14 декабря 2020 года до 13 января 2023 года (целевое назначение арендуемого помещения согласно пункту 1.5 договора - для размещения офиса, магазина, представительства и подсобного помещения), поскольку об использовании данного помещения, в том числе с целью ведения торговой деятельности свидетельствуют условия договора, согласованного сторонами о месте размещения наружной рекламы арендатора с наименованием "Центр продаж", требования к оформлению торговой вывески (приложение N 4 к договору аренды, пункт 12 технической спецификации к договору аренды) (т.5 л.д.74-88, 104).
Также суд пришел к выводу, что площадь помещений, расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты", используемых в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и офисов по вышеуказанным договорам аренды, составляет 1 538, 6 кв. м, что составляет 9, 6% от общей площади здания, составляющей 16 094 кв. м, кроме того, каких-либо сведений об иных помещениях, расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты", подпадающих под признаки, указанные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятыми в ходе рассмотрения дела мерами судом не установлено.
При этом доказательств расположения в здании с кадастровым номером "данные изъяты" помещений не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания имеющих назначение "торговые", а также иных помещений, относящихся к категориям, указанным в статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено, в материалах административного дела не содержится (т.6 л.д.1-252, т.7 л.д.1-260, т.8 л.д.1-128, т.9 л.д.1-270, т.10 л.д.1-252, т.11 л.д.1-214, т.12 л.д.1-217, т.13 л.д.1-259, т.14 л.д.1-230, т.15 л.д.1-70).
Поскольку административный ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания с кадастровым номером "данные изъяты" критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанного здания в Перечни, то суд пришел к выводу, что отнесение здания с кадастровым номером "данные изъяты" к категории зданий, назначение, разрешенное использование или наименование помещений в котором предусматривает размещение торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания, офисов, к категории административно-деловых центров, либо категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", следует считать необоснованным, а пункты 453, 250, 247, 247 Перечней на 2021, 2022, 2023, 2024 годы - несоответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: Республика Татарстан, "адрес", имеет год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию по завершению строительства - 2018, поставлено на государственный кадастровый учет 18 апреля 2018 года, состоит из 9 этажей, имеет наименование "Многоуровневый паркинг открытого типа со складскими помещениями и помещениями технического обслуживания автомобилей на 1-ом этаже, расположенного по адресу: "адрес"", площадь здания составляет 32 594, 8 кв. м, право собственности административного истца зарегистрировано 18 октября 2021 года (т.2 л.д.2-7, 18).
ЕГРН не содержит сведений о нахождении в пределах указанного здания каких-либо нежилых помещений, поставленных на государственный кадастровый учет (т.2 л.д.2-7).
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" в юридическим значимый период располагалось на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", поставленном на кадастровый учет 20 декабря 2019 года с видом разрешенного использования "склады, паркинги, объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; торговые объекты: магазины оптовой торговли; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей", снятом с кадастрового учета 14 сентября 2023 года.
После раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", поставленном на кадастровый учет 14 сентября 2023 года с видом разрешенного использования "склады, паркинги, объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; торговые объекты: магазины оптовой торговли; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей" (т.1 л.д.251, т.2 л.д.8-11, 12-13, 14-15, 16-17).
7 мая 2024 года по заявлению директора ООО "Вектор-групп" вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен на "хранение автотранспорта, магазины, автомобильные мойки, ремонт автомобилей, склады" (т.1 л.д.251).
Таким образом, для указанного земельного участка характерна множественность видов разрешенного использования, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, препятствует однозначно определить режим вида разрешенного использования земельного участка соответствующим критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без учета сведений о предназначении и фактическом использовании здания и помещений в нем.
Из выписок из ЕГРН следует, что здание с кадастровым номером 16 "данные изъяты" имеет год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию по завершению строительства - 2018 год (т.1 л.д.17), техническая инвентаризация здания проводилась в 2018 году, по результатам которой составлен технический паспорт здания по состоянию на 29 января 2018 года (т.5 л.д.164-210).
Согласно экспликации к поэтажному плану вышеуказанного технического паспорта сведений о наличии торговых помещений в здании не имеется.
По сведениям, предоставленным административным истцом, а также сведениям, имеющимся в ППК "Роскадастр", в здании с кадастровым номером 16:50:050150:6870 имеются помещения, которые арендуются субъектами предпринимательской деятельности с целью ведения торговли автомобилями, на основании договора N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года и соглашений о передаче прав и обязанностей арендатора:
с 18 марта 2019 года до 26 февраля 2021 года ООО "Кан Авто Эксперт-26" на основании договора аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года;
с 26 февраля 2021 года до 1 марта 2022 года ООО "Кан Авто Недвижимость" на основании соглашения от 26 февраля 2021 года о передаче прав и обязанностей арендатора;
с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2023 года ООО "Кан Авто-6" на основании соглашения от 1 марта 2022 года о передаче прав и обязанностей арендатора;
с 1 сентября 2023 года до настоящего времени ООО "Кан Авто-1" на основании соглашения от 1 сентября 2023 года о передаче прав и обязанностей арендатора.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Кан Авто Эксперт-26", ООО "Кан Авто-6", ООО "Кан Авто-1" является розничная торговля легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами в специализированных магазинах.
Вышеуказанные арендаторы на основании договора N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года и соглашений о передаче прав и обязанностей арендатора арендовали в здании следующие помещения:
помещения N 1, 2, 12, 13, 14, общей площадью 807, 3 кв. м на 1 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 3 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 4 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 5 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 6 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 7 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 8 этаже, помещения N 1004, N 1-116, общей площадью 1 542, 8 кв. м на 9 этаже, а всего общая площадь арендуемого помещения составила 11 606, 9 кв. м (т.2 л.д.52-79, 80-81, 82-85, 86-89, 90, т.4 л.д.195-220, 221, 223, 224-225, 226-227, 228-229, 230).
С 18 марта 2019 года до 1 октября 2023 года общая площадь арендуемых помещений составляла 11 606, 9 кв. м, а после возврата арендатором на основании дополнительного соглашения от 1 октября 2023 года N 1/23 нежилых помещений N 1004, N 1-58, площадью 771, 4 кв. м, расположенных на 3 этаже здания, арендуемая площадь составила 10 835, 5 кв. м (т.4 л.д.228).
Согласно пункту 2.1 договора аренды Арендатор обязуется принять помещение и использовать его по целевому назначению и своевременно оплачивать арендную плату.
В разделе 1 договора аренды "Термины и определения" в пункте 1.1.24 дано определение "Целевое назначение" - использование арендатором помещения с целью размещения автосалона.
В соответствии с пунктом 5.4.1 договора аренды арендатор обязуется использовать помещение в соответствии с его целевым назначением. Арендатор не имеет право изменять целевое назначение в течение срока аренды без письменного согласия арендодателя.
В силу приложения N 2 к договору аренды арендатор с даты открытия торговых предприятий в арендуемых помещениях здания обязан вести коммерческую (торговую) деятельность добросовестно и соблюдать определенные правила, в том числе время торговли (пункты 1.1-1.4 приложения N 2 к договору), пользования разгрузочной зоной и доставки товара (пункты 7.1-7.2 приложения N 2 договора) (т.4 л.д.195-220, 221, 223, 224-225, 226-227, 228-229, 230).
Представитель административного истца Кононова О.М. в судебном заседании суда первой инстанции не оспаривала, что арендуемые помещения 1 этажа здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 807, 3 кв. м с момента заключения договора аренды, то есть с 18 марта 2019 года и до настоящего времени используются под автосалон, который осуществляет торговлю автомобилями, между тем настаивала, что автомобили, которыми в автосалоне торгует арендатор, хранятся в арендуемых помещениях, расположенных на 3-9 этажах здания и к торговым не относятся, поскольку являются складскими помещениями для хранения товара, площадь которых не предназначена для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, проведения с ними денежных расчетов.
Суд не согласился с позицией административного истца о том, что арендуемые помещения, расположенные на 3-9 этажах здания (состоящие из совокупности помещений, каждое из которых в соответствии с техническим паспортом от 21 января 2018 года имеет название "машино-место", в которых хранятся автомобили, реализуемые через автосалон, расположенный на 1 этаже здания, не используются в целях размещения торгового объекта по следующим основаниям.
Понятие торгового объекта определено Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", из которых следует, что торговым объектом признается здание (часть здания), строение (часть строения), сооружение (часть сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Таким образом, осуществление автосалоном деятельности, связанной с торговлей автомобилями, предполагает и наличие в автосалоне помещений, в которых хранится предмет торговли - автомобили, наряду с иными помещениями (торговые залы, подсобные, административно-хозяйственные помещения), поэтому складские помещения - машино-места, входящие в совокупную арендуемую площадь, в которых хранятся продаваемые автомобили, не могут рассматриваться как отдельно взятые помещения, не входящие в общую площадь, которая фактически используется в целях размещения торгового объекта.
Исходя из согласованных сторонами договора аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года условий о целевом использования арендуемого помещения - с целью размещения автосалона (пункт 1.1.24), положений пункта 5.4.1 договора, согласно которому арендатор обязуется использовать все арендуемое помещение площадью 11 606, 9 кв. м в соответствии с его целевым назначением и не имеет права изменять целевое назначение в течение срока аренды без письменного согласия арендодателя (т.4 л.д.196, 199 оброт), суд пришел к выводу, что при заключении договора стороны согласовали, что вся площадь арендуемого помещения в размере 11 606, 9 кв. м будет использоваться арендатором с целью размещения автосалона, поскольку каких-либо указаний об ином целевом назначении аренды иных помещений, в том числе машино-мест, расположенных в помещениях на 3-9 этажах, договор аренды не содержит.
Ссылка административного истца на то, что Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций (пункт 31), правового значения не имеет, поскольку исходя из приведенных норм права следует, что понятие складских помещений в магазине не равнозначно понятию склада, однако в данном случае по договору аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года помещения переданы в аренду для использования с целью размещения автосалона, в котором допускается наличие складских помещений.
27 мая 2024 года арендодатель ООО "Вектор-групп" и арендатор ООО "Кан Авто-1" заключили дополнительное соглашение, которым внесли изменения в пункт 1.1.24 договора, изменив порядок использования помещений и указав "Целевое назначение" - использование арендатором арендуемых помещений в следующем порядке:
- помещения, расположенные на 1 этаже здания предоставляются в аренду с целью размещения автосалона;
- помещения, расположенные с 3-го по 9-ый этажи здания (машино-места) предоставляются в аренду с целью размещения и хранения транспортных средств.
Также в дополнительном соглашении от 27 мая 2024 года указано, что оно распространяется на отношения сторон, возникшие с 18 марта 2019 года (т.4 л.д.230).
Данное дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРН 13 июня 2024 года (т.2 л.д.4).
Суд пришел к выводу, что заключая дополнительное соглашение от 27 мая 2024 года стороны понимали, что с 18 марта 2019 года по 26 марта 2024 года все помещения, арендуемые в здании с кадастровым номером "данные изъяты", как на 1 этаже, так и на 3-9 этажах, общей площадью до 1 октября 2019 года 11606, 9 кв. м, а с 1 октября 2019 года после возврата помещений площадью 771, 4 кв. м общей площадью 10 835, 5 кв. м арендовались в соответствии с определенным при заключении договора целевым назначением всех помещений - с целью размещения автосалона, и только с 27 мая 2024 года стороны изменили режим целевого назначения указанных арендуемых помещений с "размещения автосалона" на "размещение и хранение транспортных средств", таким образом, условие о том, что дополнительное соглашение от 27 мая 2024 года распространяется на отношения сторон, возникшие с 18 марта 2019 года не опровергает выводы суда о фактическом использовании арендатором всех арендуемых в здании с кадастровым номером "данные изъяты" помещений в юридически значимый период (на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов) с целью размещения торгового объекта (автосалона) и не может свидетельствовать о необоснованном включении этого здания в пункты 451, 248, 246, 246 Перечней на 2021, 2022, 2023, 2024 годы.
Таким образом, судом достоверно установлено, что фактически в спорном здании для размещения торгового объекта (автосалона) арендаторами использовались арендуемые помещения площадь которых превышает 20 % от общей площади здания:
- в период действия первоначальных условий договора от 18 марта 2019 года использовались помещения площадью 11 606, 9 кв. м, что составляет 35, 6% от общей площади здания 32 594, 8 кв. м;
- после внесения изменений в договор аренды дополнительным соглашением от 1 октября 2023 года площадь арендуемых помещений уменьшилась до 10 835, 5 кв. м, что составляет 33, 2% от общей площади здания 32 594, 8 кв. м, в связи с чем суд пришел к выводу, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" обоснованно включено в Перечни на 2021, 2022, 2023, 2024 годы, как отвечающее критериям торгового центра, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд удовлетворил иск о признании недействующими со дня принятия Перечней на 2021, 2022, 2023, 2024 годы в части включения нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", в пункт 453 Перечня на 2021 год, пункт 250 Перечня на 2022 год, пункт 247 Перечня на 2023 год, пункте 247 Перечня на 2024 год, а также отказал в удовлетворении требований о признании недействующими Перечней на 2021, 2022, 2023, 2024 годы в части включения нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", в пункт 451 Перечня на 2021 год, пункт 248 Перечня на 2022 год, пункт 246 Перечня на 2023 год, пункт 246 Перечня на 2024 год.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативно правовые акты должны быть признаны недействующим, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2021, 2022, 2023, 2024 годы в части включения нежилого здания с кадастровым номером 16:50:060405:2036, расположенного по адресу: ФИО3, "адрес" недействующими со дня их принятия.
Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец указал, что ООО "КАН АВТО-1" в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: ФИО3, "адрес" под автосалон арендует только помещения общей площадью 807, 3 кв. м на 1 этаже, которые подпадают под определение "торговый объект", а остальные помещения, арендуемые на 3-9 этажах арендатор использует для размещения и хранения транспортных средств, то есть под склад, что также подтверждается дополнительным соглашением от 27 мая 2024 года, которое распространяется на отношения сторон, возникшие с 18 марта 2019 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: ФИО3, "адрес" правомерно включено в Перечни на 2021-2024 года по следующим основаниям.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ !Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (пункт 38), специализированный магазин (пункт 40) и магазин-салон (пункт 46). Понятие складского помещения дано в пункте 91, согласно которому складское помещение - это специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
При этом магазин это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Магазин-салон - это специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 кв. м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом; в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса.
Приказом Росстандарта от 30 июня 2023 года N 469-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 "Торговля. Термины и определения", который содержит аналогичные нормы (пункты 36, 38, 44, 89).
Таким образом, автосалон является разновидностью торгового предприятия (магазина-салона), предназначен для осуществления продажи автомобилей, включает в себя не только торговые залы, но и подсобные, административно-бытовые помещения, а также складские помещения, предназначенные для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
В данном случае судом достоверно установлено что в спорном здании располагался автосалон, общая площадь которого с 18 марта 2019 года до 1 октября 2023 года составляла 11 606, 9 кв. м, а после возврата арендатором на основании дополнительного соглашения от 1 октября 2023 года N 1/23 нежилых помещений N 1004, N 1-58, площадью 771, 4 кв. м, расположенных на 3 этаже здания, арендуемая площадь автосалона составила 10 835, 5 кв. м (т.4 л.д.228), что подтверждается договором аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года и дополнительными соглашениями к нему, которыми прямо предусмотрено, что все арендуемые помещения используются с целью размещения автосалона (т.4 л.д.195-230).
Давая оценку представленному административным истцом дополнительному соглашению от 27 мая 2024 года, которым в договор аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года внесены изменения в пункт 1.1.24 договора о целевом назначении арендуемого помещения и указано, что с целью размещения автосалона предоставляются в аренду только помещения, расположенные на 1 этаже здания, а остальные помещения, расположенные с 3-го по 9-ый этажи здания (машино-места) предоставляются в аренду с целью размещения и хранения транспортных средств, суд первой инстанции правильно установил, что на момент принятия Перечней на 2021 - 2024 года действующим договором было предусмотрено использование всех арендуемых площадей спорного здания в качестве автосалона, что соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и является достаточным основанием для включения указанного здания в оспариваемые Перечни исходя из критерия его фактического использования.
Само по себе то обстоятельство, что в дополнительном соглашении от 27 мая 2024 года указано, что оно распространяется на отношения сторон, возникшие с 18 марта 2019 года (т.4 л.д.230), не влечет отмену решения суда по следующим обстоятельствам.
Положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) предусмотрено, что в реестр прав на недвижимость, входящий в состав ЕГРН, вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункты 1, 2 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных законоположений следует, что при государственной регистрации соглашения об изменении договора аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации этого договора.
При этом государственной регистрации подлежит соглашение к договору аренды недвижимого имущества, как не содержащее условий, влекущих внесение изменений в записи ЕГРН, так и содержащее такие условия. В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации данное соглашение считается для третьих лиц заключенным с момента его государственной регистрации.
Данное дополнительное соглашение от 27 мая 2024 года зарегистрировано в ЕГРН 13 июня 2024 года (т.2 л.д.4), соответственно только с этой даты данное соглашение считается заключенным для третьих лиц.
Исходя из того, что на момент утверждения оспариваемых Перечней на 2021 - 2024 года по договору аренды N ПЛ61-ДДА-02 от 18 марта 2019 года в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: ФИО3, "адрес", в аренду для использования под автосалон было сдано более 20 % от общей площади здания (до ДД.ММ.ГГГГ год 11 606, 9 кв. м, что составляет 35, 6% от общей площади здания 32 594, 8 кв. м; с 1 октября 2023 года 10 835, 5 кв. м, что составляет 33, 2% от общей площади здания 32 594, 8 кв. м), суд пришел к правильному выводу, что указанное здание отвечает критериям, предусмотренным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно включено в Перечни на 2021 - 2024 года.
Доводы апелляционной жалобы административного истца и дополнений к ней о том, что суд в решении указал, что площадь арендованных помещений на 3-9 этажах составила 12 342, 4 кв. м, в то время как площадь помещений составляет 10 799, 6 кв. м, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку такие выводы в решении суда не содержатся, число "12 343, 4" в решении суда также не указано. Напротив, в решении суда верно определен процент площади, занимаемой автосалоном по отношению к площади всего здания (35, 6 % до 1 октября 2023 года и 33, 2 % с 1 октября 2023 года).
Ссылка в апелляционной жалобе административного истца на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения по другим делам преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: ФИО3, "адрес" имеет вид разрешенного использования "хранение автотранспорта, магазины, обеспечение занятий спортом в помещениях", что отвечает требованиям условий признания объекта торговым центром, в связи с чем было включено в оспариваемые Перечни, судебная коллегия отклоняет, поскольку судом правильно установлено, что для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположено указанное нежилое здание, характерна множественность видов разрешенного использования, что препятствует однозначно определить режим вида разрешенного использования земельного участка соответствующим критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, не может служить основанием для включения такого объекта в Перечни исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее налогоплательщику недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При рассмотрении настоящего дела, суд, проанализировав все представленные в материалы дела доказательства, установил, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" не предназначено и фактически не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом критериев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования в отношении здания с кадастровым номером "данные изъяты".
Истребованные судом апелляционной инстанции в порядке статей 63, 306 КАС РФ сведения от административного ответчика, из Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Госалкогольинспекции Республики Татарстан, МРУ Росалькогольтабакконтроль, государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", а также от субарендатора ООО "Аквамастер", не опровергают выводов суда о том, что совокупная площадь помещений, расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты", используемых в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и офисов по договорам аренды, составляет 1 538, 6 кв. м (9, 6% от общей площади здания 16 094 кв. м), то есть менее 20 % от общей площади здания.
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся сторонами в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вектор-групп" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2025 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил законность включения нежилого здания в перечни объектов недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в связи с тем, что более 20% его площади использовалось для деятельности автосалона. Решение первой инстанции, касающееся признания недействующими некоторых пунктов перечней, оставлено без изменения. Суд установил, что заявленные требования обоснованы.