Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Витушкиной Е.А, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-268/2024 по апелляционной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 24 сентября 2024 года, которым удовлетворен административный иск публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" о признании недействующими в части постановлений Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 апреля 2024 года N 18-э/5 "Об определении расходов сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад", связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, подлежащих учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, об установлении необходимой валовой выручки сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад" (без учета оплаты потерь) и о внесении изменения в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2022 года N 94-э/6" и от 28 ноября 2022 года N 94-э/6 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2023 - 2027 годы" в редакции постановления от 19 апреля 2024 года N 18-э/5.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного ответчика Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - Мальцевой А.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - Главацкой А.Н, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) 28 ноября 2022 года принято постановление N 94-э/6 (далее - Постановление N 94-э/6), опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 ноября 2022 года, "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2023 - 2027 годы".
В соответствии с Постановлением N 94-э/6 (таблица 1 приложения N 1) необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области по строке публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - ПАО "Россети Северо-Запад", Общество) определена в сумме 5 782 166, 4 тыс.рублей.
Вступившим в законную силу 20 марта 2024 года решением Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года по административному делу N 3а-264/2023, с учетом выводов, содержащихся в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года N 66а-95/2024, а также в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 октября 2024 года N 88а-20201/2024, Постановление N 94-э/6 в части величины НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области и величины учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, установленных в таблице 1 приложения 1 к данному постановлению по строке 1 "ПАО "Россети Северо-Запад" признано недействующим с даты принятия (Т.1 л.д.175-197).
Во исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года N 66а-95/2024 Агентством 19 апреля 2024 года принято постановление N 18-э/5 (далее - Постановление N 18-э/5), опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 25 апреля 2024 года, "Об определении расходов сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад", связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, подлежащих учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, об установлении НВВ сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад" (без учета оплаты потерь) и о внесении изменения в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2022 года N 94-э/6" (Т.1 л.д.15).
Пунктом 2 Постановления N 18-э/5 установлена НВВ сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад" на 2023 год (без учета оплаты потерь) в размере 5 548 619, 6 тыс.рублей.
Пунктом 3 Постановления N 18-э/5 в таблице 1 приложения N 1 к Постановлению N 94-э/6 цифра "5 782 166, 4" заменена цифрой "5 548 619, 6".
ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось в Архангельский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующими с даты принятия пункт 2 Постановления N 18-э/5 и Постановление N 94-э/6 в редакции Постановления N 18-э/5 в части величины НВВ сетевой организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области установленной в таблице 1 приложения 1 к данному постановлению по строке "ПАО "Россети Северо-Запад" в размере 5 548 619, 6 тыс.рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты во исполнение решения Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года N 3а-264/2023, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года, однако судебный акт исполнен административным ответчиком ненадлежащим образом, поскольку при установлении НВВ без учета оплаты потерь сетевой организации на 2023 год Агентством вновь нарушены положения части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункты 7, 38, 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), формула 7.1 пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), а также пункты 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
ПАО "Россети Северо-Запад" полагает, что при расчете величины фактических доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей в нарушение требований формулы 7.1, установленной пунктом 11 Методических указаний N 98-э фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей по категории "население и приравненные к нему категории потребителей" определен, исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии и фактических объемов оказанных услуг, при этом вся выручка отнесена на содержание электрических сетей. Ставка, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, не вычиталась. Допущенные нарушения повлекли установление на 2023 год НВВ на содержание сетей Архангельского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" в экономически необоснованном (заниженном) размере.
Решением Архангельского областного суда от 24 сентября 2024 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим с даты принятия пункт 2 Постановления N 18-э/5, Постановление N 94-э/6 в редакции Постановления N 18-э/5 в части величины НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области в размере 5 548 619, 6 тыс. рублей, установленной в таблице 1 приложения 1 к данному постановлению по строке "ПАО "Россети Северо-Запад" (Т.2 л.д.150-164).
Агентством по ценам и тарифам Архангельской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Архангельского областного суда от 24 сентября 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции. Агентство указывает, что судом первой инстанции дано неверное толкование мотивировочной части решения Архангельского областного суда по административному делу N 3а-264/2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-95/2024 (Т.2 л.д.169-174).
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представитель заинтересованного лица ФАС России извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, утвердившим Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (далее - Методические указания N 98-э), Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания N 20-э/2).
При рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые постановления приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке. По указанным основаниям нормативные правовые акты не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные ПАО "Россети Северо-Запад" требования, суд пришел к выводу, что НВВ сетевой организации ПАО "Россети Северо-Запад" на 2023 год (без учета оплаты потерь) в размере 5 548 619, 6 тыс.рублей определена Агентством неверно; порядок произведенной органом регулирования корректировки противоречит выводам суда, содержащимся в мотивировочной части решения по административному делу N 3а-2564/2023. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда по делу N 3а-264/2023, что в целях корректировки НВВ и установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год (пятый год третьего долгосрочного периода регулирования тарифов) Общество 28 апреля 2022 года направило в Агентство заявление исх. N МР2/1/06/1-12/3319, приложив обосновывающие документы. ПАО "Россети Северо-Запад" представило административному ответчику расчет выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей (приложения 5.118-5.121 к письму), а также сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей (приложение N 5.30 к письму). Расчет произведен регулируемой организацией исходя из установленных на 2021 год единых (котловых) и индивидуальных тарифов и фактических объемов оказанных услуг, дифференцированных по уровням напряжения и категориям потребителей (Т.2 л.д.51-57).
Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, производится по формуле 7.1, пункта 11 Методических указаний N 98-э.
Формула 7.1 содержит следующие значения: НВВсодi-2 - необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2; НВВфi-2 - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.
Корректировка НВВ на содержание (НВВсодi) определяется как разница между необходимой валовой выручкой в части содержания электрических сетей, установленная на год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВсодi-2), и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей за год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВфi-2).
Из мотивировочной части решения по административному делу N 3а-264/2023 следует, что показатель НВВфi-2 является расчетным и подлежал определению Агентством, в рассматриваемом случае, путем умножения установленного на 2019 год тарифа (без ставки на потери) на фактический объем оказанных услуг.
Также в силу указания пункта 81 Основ ценообразования дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из НВВ, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования.
При рассмотрении административного дела N 3а-264/2023 судом установлено, что органом регулирования корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2023 год была определена Агентством в сумме 441 957, 3 рублей (533 478, 3 тыс.рублей с учетом индексации) из расчета 5 025 671, 4 тыс.рублей (НВВ в части содержания электрических сетей на 2021 год) - 4 583 714, 1 тыс.рублей (фактический объем выручки за услуги по передачи электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей).
Фактический объем выручки за услуги по передачи электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей был определен Агентством в сумме 4 583 714, 1 тыс.рублей как сумма доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии (по единым (котловым) тарифам) за 2021 год, доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии (по индивидуальным тарифам) за 2021 год, доходов, возникших вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии за 2021 год за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии (по индивидуальным тарифам) за 2021 год и плановых расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2021 год с учетом фактического полезного отпуска за 2021 год из расчета: 5 208 997, 5+752 409, 4+7 245, 5-431 426, 6-953 511, 6 тыс. рублей.
При этом показатель "Плановые расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2021 год с учетом фактического полезного отпуска за 2021 год" был рассчитан Агентством как произведение плановой (использованной при установлении тарифов на 2021 год) цена электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в размере 2 692, 66 руб./МВт ч, и объема потерь в размере 354, 12 млн. кВТ ч. Объем потерь определен как произведение установленного агентством на долгосрочный период 2019-2023 годы уровня потерь (9, 43%) и фактического отпуска электрической энергии в сеть за 2021 года (3 755, 2 млн. кВт ч).
Удовлетворяя заявленные в рамках административного дела N 3а-264/2023 требования, суд установил, что административным ответчиком расчетным способом была определена расчетная ставка на оплату нормативных потерь в 2021 года в размере 319, 28 руб./МВт ч, которая каким-либо нормативным актом не устанавливалась. В мотивировочной части решения суд указал, что использование расчетной ставки на оплату нормативных потерь при расчете корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем пришел к выводу, что административный ответчик произвел расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2023 год способом, отличным от формулы 7.1 Методических указаний N 98-э, в результате чего размер корректировки НВВ по доходам, от осуществления регулируемой деятельности в размере 441 957, 3 рублей (533 478, 3 тыс.рублей с учетом индексации) является экономически необоснованным и противоречит требованиям пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ, пунктов 7, 38 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний N 98-э.
Оспариваемы в рамках настоящего административного дела нормативные правовые акты приняты во исполнение решения Архангельского областного суда по административному делу N 3а-264/2023.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, выводы, изложенные в мотивировочной части решения суда по административному делу N 3а-264/2023 являются обязательными для административного ответчика при принятии замещающего нормативного правового акта.
В рамках исполнения решения Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года по делу N 3а-264/2023 Агентством по тарифам и ценам Архангельской области подготовлено экспертное заключение по расчету корректировки НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальной сетевой организацией ПАО "Россети Северо-Запад" (Т.1 л.д.89-98).
Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2023 год определена Агентством в сумме 224 166, 2 тыс. рублей (270 586, 7 тыс. рублей с учетом индексации) из расчета 5 025 671, 4 тыс. рублей (НВВ в части содержания электрических сетей на 2021 года) - 4 801 487, 1 тыс. рублей (фактический объем выручки за услуги по передачи электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей) (Т.1 л.д.92-оборот).
Фактический объем выручки за услуги по передачи электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей определен Агентством в размере 4 801 487, 1 тыс. рублей как сумма доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии (по единым (котловым) тарифам) за 2021 год, доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии (по индивидуальным тарифам) за 2021 года, доходов, возникших вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии за 2021 год за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии (по индивидуальным тарифам) за 2021 год из расчета: 4 770 119, 8+527 804, 7+7 245, 5-503 682, 9 тыс. рублей.
При этом показатель "доходы от оказания услуг по передаче электрической энергии (по единым (котловым) тарифам) за 2021 год)" в размере 4 770 119, 8 определен как сумма доходов по единым (котловым) тарифам за 2021 год для прочих потребителей - 3 934 223, 03 тыс. рублей и доходов по единым (котловым) тарифам за 2021 год для населения и приравненных к нему категорий потребителей - 835 896, 75 тыс. рублей. При расчете доходов по единым (котловым) тарифам за 2021 год для прочих потребителей исключена ставка, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. При расчете доходов по единым (котловым) тарифам за 2021 год для населения и приравненных к нему категорий потребителей ставка, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, не исключалась.
Как указано в протоколе заседания коллегии Агентства от 19 апреля 2024 года N 18, при определении механизма расчета корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2023 год во исполнение решения Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года по делу N 2а-264/2023 с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года административный ответчик в качестве ключевого критерия применимости в расчете того или иного показателя, со ссылкой на выводы суда, использовал установление его нормативным правовым актом и тот факт, что ставки, используемые для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, нормативными актами не предусмотрены, агентством на 2021 год не устанавливались (страницы 36-37 протокола) (Т.2 л.д.129-144).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ни решение Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года по делу N 2а-264/2023, ни апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 марта 2024 года таких выводов не содержат.
В решении суда по административному делу N 3а-264/2023 суд указал, что Агентством некорректно осуществлен расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, поскольку указанный расчет произведен способом, отличным от формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э, при этом в мотивировочной части решения указано, что регулятором допущены нарушения в расчете корректировки по доходам. В том числе: завышен фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей, полученной ПАО "Россети Северо-Запад" от населения и приравненных к нему категориям потребителей, поскольку вся выручка от данной категории потребителей отнесена на содержание сетей, в то время как население и приравненные к нему категории потребителей оплачивают потери в составе установленного в отношении них одноставочного тарифа. Вступившим в законную силу решением установлено, что регулятором неверно использована расчетная ставка на оплату нормативных потерь при расчете корректировки НВВ по доходам, которая исключена Агентством из совокупного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии по всем категориям потребителей.
Как следует из ответа ФАС России от 24 апреля 2018 года N ВК/29179/18, при применении формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э и использовании в расчетах за услуги по передаче электрической энергии одноставочного тарифа расчет производится путем вычитания из одноставочного тарифа ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии (Т.1 л.д.61-62).
С указанным порядком применения формулы 7.1 Методических указаний N 98-э согласились суды при рассмотрении административного дела N 3а-264/2023.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год, в том числе на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (одноставочный тариф (в том числе дифференцированный по двум и по трем зонам суток), установлены на период с 1 января 2021 года постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2020 года N 75-э/3 и на период с 1 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 31 мая 2021 года N 28-э/4. Данные нормативные акты устанавливают среди прочего ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (Т.2 л.д.34-41).
Как верно указано судом первой инстанции предусмотренная пунктом 11 Методических указаний N 98-э формула 7.1 (в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2017 года N 1108/17) устанавливает единый для всех категорий потребителей порядок определения фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей, исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг. При применении формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э и определении на 2021 год одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, расчет должен производится путем вычитания из одноставочного тарифа ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии. Иной механизм расчета не установлен.
Судом обосновано отклонена ссылка административного ответчика на положения Методических указаний N 1442-э, а также Методических указаний N 412/22, поскольку они не регулируют порядок расчета НВВ на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, установленной на год i-2 и не устанавливают механизм определения фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей для населения и приравненных к нему категорий потребителей, отличный от формулы 7.1 Методических указаний N 98-э.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доводы административного ответчика о компенсации недоплаты со стороны населения и приравненных к нему потребителей, в том числе в части оплаты потерь электрической энергии, не нашли свое подтверждение, поскольку доказательств, подтверждающих указанные доводы материалы дела не содержат.
Поскольку административным ответчиком не представлено правового обоснования произведенного расчета корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности с отступлением от закрепленной в пункте 11 Методических указаний N 98-э формулы 7.1, суд, проанализировав положения Методических указаний N 98-э, Основ ценообразования, с учетом разъяснений ФАС России, изложенных в письме от 24 апреля 2018 года NN ВК/29179/18, пришел к верному выводу о допущенном Агентством при расчете величины корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности нарушении действующего тарифного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Архангельского областного суда от 24 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.02.2025
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.