Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Коржикове Д.А, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-689/2025 по административному исковому заявлению ООО "Тасикелла" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2023; опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, тома 2 - 4, 05.12.2023.
В Перечни на 2022, 2023, 2024 годы под пунктами, соответственно, 10347, 7271, 13337 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0005001:6108 по адресу: г.Москва, пер. Проточный, д. 11, помещение 3/1 (далее - Помещение).
ООО "Тасикелла" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2022-2024 годы, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Помещения, в отношении которого обязан уплачивать налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости; для ООО "Тасикелла" необоснованно увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150, 152 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела установлено, что Помещение является нежилым, имеет площадь 200, 3 кв.м, расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:01:0005001:1101 по адресу: г. Москва, пер. Проточный, д. 11, принадлежит административному истцу; право собственности ООО "Тасикелла" на Помещение зарегистрировано в 2015 году; собственник сдает его в аренду с 16 декабря 2022 года ООО "Бриз" (срок аренды - 7 лет), до этого - арендатором было ООО "Аркадия".
Административный истец ввиду включения Помещения в оспариваемые перечни обязан уплачивать в отношении него налог на имущество организаций за налоговые периоды 2022-2024 годов исходя из кадастровой стоимости; это не оспаривается (статья 65 КАС РФ) и свидетельствует о том, что административный истец является субъектом урегулированных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП отношений и имеет право на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу; в том числе установлено, что Перечни на 2022-2024 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на налоговые периоды 2022-2024 годов) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении, в частности, расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы в спорные налоговые периоды осуществлялась в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пунктам 3.4 -3.6. Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещение включено в оспариваемые перечни на основании акта Госинспекции N91219391/ОФИ от 24 сентября 2021 года, согласно которому спорный объект недвижимости на 100% используется под цели статьи 378.2 НК РФ - под размещение объекта бытового обслуживания "клиника Аркадия".
Акт обследования незаконным не признан, не отменен. Вопреки доводам стороны административного истца, оснований полагать, что акт обследования от 2021 года не отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, составлен с нарушением Порядка, суд также не имеет; обследование проведено уполномоченными лицами, акт подписан без замечаний; содержит достаточное объективных данных о работе в Помещении салона красоты, фотоматериалы об этом, ввиду чего произвольным не является.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, налогоплательщики вправе представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оспаривая выводы акта обследования, административный истец представил суду договор аренды от 11 августа 2020 года с дополнительным соглашением и актом о возврате имущества, согласно которым с 11 августа 2020 года по 5 февраля 2022 года Помещение использовалось ООО "Аркадия" под салон красоты, предприятие бытового либо медицинского обслуживания населения; медицинскую лицензию ООО "Аркадия" N ЛО-77-01-006573 от 23 августа 2013 года на работу в Помещении, а также сообщения управляющей организации МКД о том, что деятельность в Помещении с 5 февраля по 1 июня 2022 года не велась, с 10 января по 1 ноября 2023 года в Помещении велись ремонтные работы новым арендатором ООО "БРИЗ" (договор аренды заключен 12 декабря 2022 года, зарегистрирован в ЕГРН 16 декабря 2022 года), после завершения которого с конца 2023 года и в налоговом периоде 2024 года в Помещении работал ресторан; объяснения ООО "Бриз" в налоговые органы по фактам нарушения сроков уплаты налогов о финансовых сложностях, в том числе с описанием ремонтных работ в Помещении и отсутствия доходов.
Оснований не доверять представленным административным истцом доказательствам суд, в целом, не имеет, ничем объективно они не опровергнуты; вместе с тем, оснований в связи с ними не доверять акту обследования фактического использования Помещения, а равно полагать, что он не подтверждает фактическое использование спорного объекта недвижимости в спорные налоговые периоды под цели статьи 378. 2 НК РФ суд не может.
Сама по себе лицензия на осуществление медицинской деятельности ООО "Аркадия" о том, что данным арендатором в соответствии с условиями договора аренды не оказывались в Помещении также бытовые услуги (салон красоты) не свидетельствует; напротив, это прямо оговорено сторонами сделки. Договором аренды предусмотрена работа в Помещении арендатора для целей оказания бытовых услуг населению, в том числе под салон красоты, предприятие бытового обслуживания; о том, что в штате ООО "Аркадия" был только медицинский персонал объективных данных административными истцом не представлено, а судом не установлено; по общедоступным сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Аркадия" - 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Акты управляющей организации фактическое использование объектов недвижимости, очевидно, не подтверждают; правом проводить обследования фактического использования для целей налогообложения эксплуатирующие организации не наделены; в то же время, необходимо иметь ввиду, что собственник не обращался в установленном порядке с заявлением в компетентные органы о проведении обследования фактического использования Помещения в связи с изменением его функционала, длительным ремонтом, перепрофилированием объекта, а равно, в целом, не заявлял о несогласии с актом в Департамент экономической политики и развития г. Москвы и не требовал проведения повторных инспекционных мероприятий в соответствии с Порядком.
Кроме того, по сведениям ЕГРН и не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства - с декабря 2022 года арендатором Помещения является ООО "БРИЗ" (под общественное питание), основной вид деятельности которого согласно открытым данным налоговых органов - 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, что в полной мере соответствует целям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.
По убеждению суда, не имеют правового значения доводы представителя собственника о том, что до конца 2023 года этот арендатор осуществлял в Помещении ремонтные работы. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, при том, что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества в тот или иной период, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 марта 2021 года N 373-О.
Наряду с этим, суд учитывает, что ООО "Тасикелла", сдавая Помещение в аренду, извлекает из этого доход в процессе самостоятельной эксплуатации спорного объекта недвижимости за все время аренды; налоговые преференции для собственников, передающих принадлежащие им объекты с целью извлечения прибыли в аренду под цели статьи 378. 2 НК РФ, не предусмотрены.
Таким образом, оснований не доверять акту обследования суд не имеет и, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд заключает о том, что фактическое использование Помещения во всех спорных налоговых периодах (в том числе несмотря на возражения административного истца по 2022 и 2023 годам) соответствовало законодательству о налогообложении исходя из кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства аргументы Правительства Москвы о том, что общая площадь нежилых помещений в доме, в котором расположено Помещение, превышает 3 000 кв.м. (а именно: 8 670, 4 кв.м. - по данным ЕГРН и 6 797, 6 кв.м.- по данным БТИ) не нашли своего подтверждения.
Согласно актуализированным сведениям ЕГРН, изложенным в ответе Управления Росреестра по Москве от 28 ноября 2024 года, ряду объектов недвижимости в доме (с кадастровыми номерами 77:01:0005001:5308, 77:01:0005001:5309, 77:01:0005001:5317, 77:01:0005001:5318, 77:01:0005001:5433, 77:01:0005001:6110, 77:01:0005001:6111), присвоен статус "Архивный" как дублирующим и (или) частично дублирующим сведения о других объектах недвижимости в доме; они сняты по этой причине с кадастрового учета, реестровые записи о них погашены; в данном многоквартирном доме расположены 11 имеющих статус "актуальные" нежилых помещения (с кадастровыми номерами 77:01:0005001:5310, 77:01:0005001:5311, 77:01:0005001:5312, 77:01:0005001:5313, 77:01:0005001:5314, 77:01:0005001:5315, 77:01:0005001:5431, 77:01:0005001:5951, 77:01:0005001:6108, 77:01:0005001:6109, 77:01:0005001:6112), общей площадью 2 816, 4 кв.м.; дублирующие сведения в отношении помещений, входящих в состав МКД, отсутствуют.
Кроме того, согласно электронному паспорту данного многоквартирного дома общая площадь нежилых помещений в нем, за исключением помещений общего пользования, - 2 867, 7 кв.м.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на многоквартирный дом общая площадь дома - 12 812, 6 кв.м, в том числе: общая площадь жилых помещений 10 004, 4 кв.м, нежилые помещения 2 810, 9 (2 808, 2) кв.м. (имеют назначение: торговые - 2 004, 2 кв.м, бытовое обслуживание 229 кв.м, учрежденческие - 515, 4 кв.м, прочие - 59, 6 кв.м.).
Оснований не доверять данным сведениям уполномоченных организаций и государственных реестров о характеристиках многоквартирного дома, составе и общей площади нежилых помещений в нем суд не имеет, в связи с чем приходит к выводу о том, что оснований полагать, что общая площадь нежилых помещений в доме превышает 3 000 кв.м, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении административного дела не установлено, что предусмотренный региональным законодателем критерий в 3 000 кв.м. в рассматриваемом случае соблюден; административным ответчиком не представлено объективных и бесспорных доказательств этому; применительно к положениям статьи 213 КАС РФ не опровергнуты данные технической документации и сведения ЕГРН, оснований не доверять которым не имеется.
Вопреки доводам Правительства Москвы, сведения ЕГРН на МКД нельзя использовать в отрыве от данных технической документации на дом, данных о характере и назначении отдельных комнат и помещений в доме, а также без учета установленных обстоятельств снятия с кадастрового учета отдельных объектов недвижимости (нежилых помещений) из списка, подготовленного административным ответчиком по выписке из ЕГРН на МКД; кроме того, суд учитывает, что форма выписки из ЕГРН на МКД предусматривает отражение в ней сведений об всех расположенных в пределах дома объектах недвижимости, в отношении которых был осуществлен их государственный кадастровый учет, даже если впоследствии они были с него сняты.
Вопреки доводам Правительства Москвы, сведения ЕГРН до их актуализации (до настоящих значений) также не дают оснований заключить об обоснованности решений административного ответчика о включении Помещения в оспариваемые перечни; конструктивные характеристики дома в связи со снятием части нежилых помещений с кадастрового учета не изменялись; дом с 1995 года после ввода в эксплуатацию не достраивался (с увеличением габаритов здания); погашение записей и снятие объектов с кадастрового учета обусловлено их дублированием.
Также суд не соглашается и с утверждением Правительства Москвы о необходимости при подсчете общей площади нежилых помещений в доме в таковую относить площадь, не входящую в общую площадь дома (согласно техническому паспорту и экспликации - 3 989, 4 кв.м. (лестничные клетки и пр.) и помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в доме (по данным электронного паспорта МКД - 7 585 кв.м.).
Все они предназначены для обслуживания двух и более помещений, то есть относятся к общему имуществу собственников помещений в доме, ввиду чего к поименованным региональным законодателем нежилым помещениям многоквартирного дома, учет общей площади которых предусмотрен для целей включения в Перечни на 2022-2024 годы, по убеждению суда, отнесены быть не могут.
При этом суд исходит из следующего. Налоговое законодательство термины "многоквартирный дом", "нежилое помещение" не определяет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, а также из принадлежащих отдельным собственникам нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома; кроме того в состав здания многоквартирного дома включается имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 названного Кодекса, являющееся общим имуществом, собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма); 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами
озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, для многоквартирных домов характерно наличие нежилых помещений, относящихся к общему имуществу.
Как следует из пункта 2 раздела I постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в них могут быть расположены инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, мусороприемные камеры, мусоропроводы; к ним также относятся, в частности, крыши, лестницы, чердаки, технические подполья (технические чердаки), подвалы, тамбуры лестничных клеток, лифтовые и другие шахты, портики, крыльцо и пр.
Таким образом, эти помещения, предназначенные для обслуживания двух и более жилых и нежилых помещений в доме, не являются самостоятельными объектами гражданского оборота; они могут не включаться в общую площадь здания в соответствии с действующими инструкциями о проведении учета жилищного фонда и строительными нормами и правилами; об этом в том числе свидетельствует и представленные в дело технический паспорт дома и экспликация к поэтажным планам.
Учитывая вышеозначенный специальный правовой режим нежилых помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений дома, а также буквальное содержание нормы пункта 2.1. статьи 1.1. Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций", в редакции, действующей в налоговых периодах 2022-2024 годов, представляется, что к поименованным региональным законодателем нежилым помещениям многоквартирного дома, учет общей площади которых предусмотрен для целей включения Перечни на 2022- 2024 годы, они не относились; из пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в редакции, действующей на налоговые периоды 2022-2024 годов, такого прямо не следует.
Таким образом, вопреки утверждениям административного ответчика, оснований для включения в число нежилых помещений многоквартирного дома площади помещений лестниц, коридоров и пр, очевидно, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не входящих в общую площадь дома, в рассматриваемом случае не имеется.
Ссылка административного ответчика на время постройки дома (до 1995 года), особенности технической и кадастровой документации на ранее учтенные здания, во внимание судом не принимаются.
Доводы Правительства Москвы о том, что Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не применимо к рассматриваемым правоотношениям, суд также отклоняет; правовых препятствий к использованию сформулированной в нем терминологии не установлено; иное определение нежилого помещения в многоквартирном доме в налоговом законодательстве, регулирующем вопросы включения помещений в Перечни на 2022- 2024 годы, как уже указывалось выше, отсутствует.
Ссылки административного ответчика на пункт 2.1. статьи 1.1. Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций", в редакции, вступившей в силу с 1 января 2025 года, отклоняются, так как к рассматриваемым правоотношениям они не применимы.
Таким образом, при рассмотрении административного дела суд приходит к выводу о том, что общая площадь нежилых помещений в МКД, которые подлежат учету в налоговых периодах 2022-2024 годов, не превышает 3 000 кв.м.
При таких данных, представляется, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (статье 378.2 НК РФ и статье 1.1. Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций"), нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты перечней суд признает недействующими с момента вступления каждого из них в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 20 000 руб. в счёт возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО "Тасикелла" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 10347.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 7271.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 13337.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Тасикелла" в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 марта 2025 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.