Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Коржикове Д.А, с участием прокурора Триполевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а- 1329/2025 по административному исковому заявлению Тимановой Юлии Валентиновны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 19 ноября 2024 года N 2592-ПП, вступившего в силу с 1 января 2025 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2025 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21.11.2024, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 68, тома 1-4, 10.12.2024.
В Перечень на 2025 год под пунктом 15562 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0005016:3473 по адресу: г.Москва, Комсомольский проспект, д. 40, помещение 1/1 (далее - Помещение).
Тиманова Ю.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2025 год, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N64), поскольку общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором оно расположено, менее 3 000 кв.м.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Помещения, в отношении которого обязана уплатить налог на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости, в том числе по повышенной налоговой ставке; для Тимановой Ю.В, которая использует Помещение в предпринимательской деятельности, увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела установлено, что Помещение является нежилым, имеет площадь 299, 8 кв.м, расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:01:0005011:1016 по адресу: г. Москва, Комсомолький проспект, д. 40, принадлежит административному истцу; право собственности Тимановой Ю.В. зарегистрировано в 2018 году; собственник сдает его в аренду под размещение офиса Сбербанка, в том числе в спорном налоговом периоде 2025 года.
Также установлено, что административный истец с 2016 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРИП 316774600244398, ОКВЭД - 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом), применяя патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, использует Помещение, сдавая его в аренду, в своей предпринимательской деятельности.
По общему правилу в силу статьи 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в Перечень.
Таким образом, административный истец ввиду включения Помещения в оспариваемый перечень обязана уплатить в отношении Помещения налог на имущество физических лиц за налоговый период 2025 года исходя из кадастровой стоимости, в том числе по повышенной ставке.
Это свидетельствует о том, что административный истец является субъектом урегулированных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП отношений и имеет право на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу; в том числе установлено, что Перечень на 2025 год опубликован и размещен на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 1 января 2025 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности, расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, превышает 3000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы в спорном налоговом периоде осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, превышает 3000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пунктам 3.4 -3.6. Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещение включено в оспариваемый перечень на основании акта Госинспекции N91242607/ОФИ от 31 мая 2024 года, согласно которому спорный объект недвижимости используется под цели статьи 378.2 НК РФ - под размещение офиса банка (ПАО Сбербанк России).
Оснований не доверять указанному акту суд не имеет; обследование проведено уполномоченными на то лицами с доступом в Помещение; акт отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ и соответствует Порядку, незаконным не признан, подписан без замечаний, содержит подробное описание работы в Помещении офиса банка и фотоматериалы об этом; произвольным его выводы не являются.
Выводы акта обследования применительно к спорному налоговому периоду стороной административного истца не оспариваются (статья 65 КАС РФ); кроме того, объективно подтверждаются сведениями ЕГРН о зарегистрированном договоре аренды Помещения с ПАО "Сбербанк России" со сроком аренды с 27 сентября 2012 года по 12 августа 2029 года, оснований не доверять которым суд не имеет.
Таким образом, собранные по делу доказательства в их совокупности позволяют суду заключить о том, что фактическое использование Помещения в 2025 году полностью соответствует критериям, установленным в законодательстве о налогообложении исходя из кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства аргументы Правительства Москвы о том, что общая площадь нежилых помещений в доме с кадастровым номером 77:01:0005011:1016, в котором расположено Помещение, с учетом площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, превышает 3000 кв. метров. (а именно: 4 013, 1 кв.м. - по данным ЕГРН) не нашли своего подтверждения.
Так, в соответствии с техническим паспортом общая площадь многоквартирного дома 8 398, 6 кв.м, в том числе общая площадь жилых помещений 6 302, 9 кв.м, нежилая площадь -
2 095 кв.м. (имеют назначение: торговые - 825 кв.м, складские 828 кв.м, бытовое обслуживание - 116, 7 кв.м, учрежденческие - 282, 2 кв.м, прочие 24, 3 кв.м, специальное назначение 17, 6 кв.м.); кроме того, в доме есть
726 кв.м. нежилых помещений, не входящих в общую площадь здания (лстничные клетки, тамбуры, коридоры, машинные отделения); суммарная площадь нежилых помещений с учетом общего имущества, таким образом не превышает 3 000 кв.м.
Согласно электронному паспорту данного многоквартирного дома (формируется в системе ГИС ЖКХ) общая площадь нежилых помещений в нем, за исключением помещений общего пользования, - 2 150 кв.м, общая площадь помещений общего пользования в МКД - 816 кв.м, что также в совокупности менее 3000 кв.м.
Кроме того, согласно актуализированным сведениям ЕГРН, изложенным в ответах Управления Росреестра по Москве от 13 февраля и 10 марта 2025, ряду объектов недвижимости в доме (с кадастровыми номерами 77:01:0005011:2131, 77:01:0005011:2132, 77:01:0005011:2134, 77:01:0005011:2137, 77:01:0005011:2138, 77:01:0005011:2148, 77:01:0005016:3475), сведения о которых присутствуют в выписке из ЕГРН на многоквартирный дом и на которые при подсчете нежилых помещений ссылается административный ответчик, присвоен статус "Архивный" (как дублирующим и (или) частично дублирующим сведения о других объектах недвижимости в здании, они сняты по этой причине с кадастрового учета, реестровые записи о них погашены; в данном многоквартирном доме расположены 15 имеющих статус "актуальные" нежилых помещения (с кадастровыми номерами 77:01:0005011:2130, 77:01:0005011:2133, 77:01:0005011:2135, 77:01:0005011:2136, 77:01:0005011:2139, 77:01:0005011:2140, 77:01:0005011:2141, 77:01:0005011:2142, 77:01:0005011:2143, 77:01:0005011:3963, 77:01:0005011:4842, 77:01:0005011:4843, 77:01:0005016:3473, 77:01:0005016:3474, 77:01:0005016:3476), общей площадью 2 354, 1 кв.м.; дублирующие сведения в отношении помещений, входящих в состав МКД, отсутствуют.
Оснований не доверять данным сведениям органов регистрации прав, технической инвентаризации и государственной информационной системы ЖКХ о характеристиках многоквартирного дома, составе и общей площади нежилых помещений в нем суд не имеет.
Таким образом, при рассмотрении административного дела установлено, что предусмотренный региональным законодателем критерий в 3 000 кв.м. в рассматриваемом случае не соблюден; административным ответчиком не представлено объективных и бесспорных доказательств обратного; применительно к положениям статьи 213 КАС РФ не опровергнуты данные технической документации и сведения ЕГРН, оснований не доверять которым не имеется.
Вопреки доводам Правительства Москвы, выписка из ЕГРН на МКД сама по себе не дает оснований заключить об обоснованности решения административного ответчика о включении Помещения в оспариваемый перечень; их нельзя использовать без учета установленных обстоятельств снятия с кадастрового учета отдельных объектов недвижимости в составе доме, сведения о которых содержатся в выписке; форма выписки из ЕГРН на МКД предусматривает отражение в ней сведений об всех расположенных в пределах дома объектах недвижимости, в отношении которых был осуществлен их государственный кадастровый учет, даже если впоследствии они были с него сняты.
Вопреки доводам Правительства Москвы, сведения ЕГРН до их актуализации (до настоящих значений) также не дают оснований заключить об обоснованности решения административного ответчика о включении Помещения в оспариваемый перечень; конструктивные характеристики дома в связи со снятием части нежилых помещений с кадастрового учета не изменялись (нет оснований полагать, что дом с 1961 года после ввода в эксплуатацию достраивался (с увеличением габаритов здания в том числе нежилых помещений); погашение записей и снятие объектов с кадастрового учета обусловлено именно их дублированием.
Таким образом, при рассмотрении административного дела суд приходит к выводу о том, что общая площадь нежилых помещений в МКД, которые подлежат учету в налоговом периоде 2025 года, не превышает 3 000 кв.м.
При таких данных, представляется, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1. Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций"), нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемый пункт перечня суд признает недействующим с момента вступления в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4 000 руб. в счёт возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение административного дела в суде.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Тимановой Юлии Валентиновны удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2025 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 19 ноября 2024 года N 2592-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 15562.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Тимановой Юлии Валентиновны в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного дела в суде 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 марта 2025 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.