Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 октября 2004 г. N А57-3982/04-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г.Саратов,
на решение от 31.05.2004 года и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7,
по заявлению закрытого акционерного общества "Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития "Экономбанк", г.Саратов к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г.Саратов о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Закрытое акционерное общество АКБ "Экономбанк" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС России по Саратовской области N 18/01 от 20.02.2004 в части взыскания штрафа в размере 68932,2 рублей, недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 222163 рублей и пени в размере 86672,22 рублей.
Решением суда от 31.05.2004 заявление удовлетворено частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 222163 рублей, пени в размере 86672 рублей и взыскания штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 44482 рублей и за нарушение правил ведения бухучета в размере 15000 рублей по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании решения недействительным в части взыскания штрафа за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в сумме 9500 рублей за 2001 год по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004 решение изменено. Решение Управления МНС РФ по Саратовской области признано недействительным также в части взыскания штрафа в сумме 9500 рублей по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управление МНС Российской Федерации по Саратовской области просит судебные акты в части признания недействительным решения отменить, в удовлетворении заявления банка отказать. В жалобе указывается, что заявитель не исполнил обязанности по уплате налога, так как налог в нарушение пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации был уплачен не по месту нахождения каждого из обособленных подразделений ЗАО АКБ "Экономбанк", а по месту нахождения головного предприятия.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО АКБ "Экономбанк" по вопросам правильности исчисления, своевременности удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, а также полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за период с 01.03.02 по 25.09.03.
По результатам проверки вынесено решение N 18/01 от 20.02.2004 о привлечении ЗАО АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением ЗАО АКБ "Экономбанк" предложено уплатить неуплаченный налог на доходы физических лиц в размере 222441 рубля и пени в размере 86672,22 рублей, а также налоговые санкции по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, всего в сумме 69782,2 рублей.
Судебная коллегия считает правомерными выводы судов о незаконности начисления налога на доходы физических лиц в размере 222163 рублей, пени в сумме 86672 рублей и взыскания штрафа за неуплату налога на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 44482 рублей.
Судами установлено и это не оспаривается налоговым органом, что заявитель в 2001 году перечислил налог на доходы с физических лиц - работников обособленных подразделений, расположенных в Саратовской области в сумме 222163 рублей по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения головной организации, а не обособленных подразделений.
Фактически недоимка по налогу в указанной сумме у ЗАО АКБ "Экономбанк" отсутствует, что исключает доначисление налога и начисление пени.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. ЗАО АКБ "Экономбанк" налог на доходы с физических лиц по обособленным подразделениям исчисляло и перечисляло по месту нахождения головной организации, то есть фактическое перечисление в бюджет налога имело место. Более того, налог был перечислен именно в тот бюджет, в который необходимо было его уплатить. Согласно приложения N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" налог на доходы физических лиц в размере 100 процентов поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Приказом Минфина Российской Федерации от 29.12.2000 N 420 предусмотрено, что налог на доходы физических лиц, удержанный предприятиями в 2001 году подлежал зачислению на балансовый счет 40101 с кодом бюджетной классификации 1010201, что и было сделано заявителем. Кем было произведено перечисление, головной организацией и или ее структурными подразделениями в данной ситуации для признания банка исполнившим свою обязанность по уплате в бюджет удержанного налога значения не имеет, поскольку налог в любом случае поступает в областной бюджет.
Судебная коллегия также согласна с выводами апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для привлечения банка к налоговой ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет наложение штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Как видно из акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Саратовской области, г.Вольск N 94 от 07.10.2003, акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 2 по Саратовской области, г.Балаково N 1697 от 17.12.2002, сообщений Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 5 по Саратовской области, г.Ртищево, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Саратовской области, г.Балашов, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 17 по Саратовской области, г.Маркс, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 7 по Саратовской области, г.Энгельс, акта выездной налоговой проверки Управления МНС Российской Федерации по Саратовской области N 1 от 14.01.2004 - сведения о доходах физических лиц, работников структурных подразделений, по форме 2-НДФЛ представлялись в установленный статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации срок, но в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, а не по месту нахождения головного предприятия.
Однако данное обстоятельство не является основанием привлечения заявителя к налоговой ответственности. Согласно статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации объективной стороной налогового правонарушения является непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нарушение порядка их представления.
Поэтому, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о незаконности привлечения закрытого акционерного общества АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 9500 рублей по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление 190 сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, за 2001 год.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 31.05.2004 года и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2004 г. N А57-3982/04-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании