Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 декабря 2004 г. N А65-6058/2004-Са1-19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан,
на решение от 04.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.08.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6058/2004-Са1-19,
по заявлению открытого акционерного общества "Кондурчанефть", г.Нурлат, к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности N 12 юл/в от 09.01.2004,
установил:
Открытое акционерное общество "Кондурчанефть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - налоговая инспекция) от 09.01.2004 N 12 юл/в о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 04.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2004, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, считая их незаконными.
Как указывает в кассационной жалобе ее заявитель суды не применили статью 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статью 60 Закона Республики Татарстан "О недрах", относящих к законодательству о недрах нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и сделали ошибочные выводы о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие "Временного положения о порядке раздела продукции между предприятиями, имеющими лицензию на право пользования недрами, и компаниями - производителями работ по стимуляции скважин и повышению нефтеотдачи пластов на объектах добычи Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.1999 N 490. Согласно данному Временному положению полученные организацией, ведущей работы по повышению нефтеотдачи на условиях раздела продукции, объемы нефти проходят через счета реализации такой организации с начислением всех налогов, предусмотренных действующим законодательством при реализации нефти недропользователем.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платы за пользование недрами за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.
Проверкой, в том числе, было установлено, что между заявителем и Нефтегазодобывающим управлением "Нурлатнефть" Открытого акционерного общества "Татнефть" (далее - НГДУ "Нурлатнефть") был заключен договор, согласно которому заявитель в качестве вознаграждения за проведение работ по воздействию на скважины с целью повышения нефтеотдачи пластов (далее - МУН) получает 50% от дополнительно добытой НГДУ "Нурлатнефть" нефти, полученной в результате применения МУН.
Так, в 2000 году заявитель в качестве вознаграждения за проведение работ по МУН получил 7286 тонн нефти, добытой пользователем недр - НГДУ "Нурлатнефть". Количество реализованной заявителем нефти, полученной от НГДУ "Нурлатнефть" за проведение МУН, составила в 2000 году 7650 тонн (с учетом нефти, полученной в 1999 году).
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" и принятым в соответствии с ним постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2000 N 346 заявителю была установлена квота на добычу 4000 тонн нефти за счет методов увеличения нефтеотдачи и 37000 тонн - из новых месторождений с освобождением от платы за пользование недрами и отчислений в Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых Республики Татарстан.
Однако количество добытой заявителем в 2000 году нефти превысило квоту на добычу нефти на 3286 тонн и квоту на ее реализацию - на 3650 тонн, которые подлежат обложению платой за пользование недрами и отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом налоговый орган ссылается на статьи 39, 41 и 44 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и на пункт 6 Временного положения о порядке раздела продукции между предприятиями, имеющими лицензию на право пользования недрами, и компаниями - производителями работ по стимуляции скважин и повышению нефтеотдачи пластов, на объектах добычи Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.1999 N 490 "Об объемах добычи и реализации нефти нефтегазодобывающими предприятиями Республики Татарстан на 1999 год" (далее - Временное положение).
По результатам проверки составлен акт N 12 юл/в от 03.12.2003, в котором отражено, что заявителем в 2000 году не включено в налоговую базу по платежам за пользование недрами 3286 тонн нефти, в налоговую базу по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 3650 тонн нефти, полученных за счет применения мероприятий по увеличению нефтеотдачи (МУН) на скважинах Открытого акционерного общества "Татнефть" (далее - ОАО "Татнефть").
На основании акта проверки налоговый орган 09.01.2004 принял решение N 12 юл/в о привлечении заявителя к налоговой ответственности, в соответствии с которым ему доначислены платежи за право пользования недрами в сумме 641892 рублей 94 копеек, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 742758 рублей 60 копеек, начислены пени в сумме 1162693 рублей 35 копеек по указанным платежам. Этим же решением заявитель привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2000 год в виде штрафа в сумме 276930 рублей 31 копейки.
Заявитель, не согласившись с указанным с решением, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство связывает платежи за пользование недрами и отчисления в Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов Республики Татарстан с деятельностью по добыче полезных ископаемых. В данном же деле речь идет о полученной заявителем нефти в качестве вознаграждения за проведенные работы по увеличению нефтеотдачи. Поскольку заявитель непосредственно не осуществлял добычи полезных ископаемых, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему вышеназванных сумм платежей и отчислений.
Такие же выводы сделаны судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает судебные акты законными.
Согласно статье 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ) пользование недрами является платным. При пользовании недрами пользователями производятся платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Татарстан "О недрах" в редакции от 25.12.1992, действовавшей в период спорных отношений, пользователями недр могут быть юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование конкретными участками недр. Согласно статье 22 названного Закона в соответствии с лицензией на пользование недрами полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.
Статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей 14 Закона Республики Татарстан "О недрах" установлен исчерпывающий перечень видов пользования недрами, который не содержит такого вида пользования как проведение работ по повышению нефтеотдачи пластов.
Согласно статье 41 Закона Российской Федерации "О недрах" порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Исходя из смысла указанной статьи, платежи за пользование недрами начисляются от общего количества добытых полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации и определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции Госналогслужбы от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" п.2.3.2 Положения "О плате за пользование недрами в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.1992 N 495, принятыми на основании Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", плательщиками данных отчислений являются пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" N 2118-1 от 27 декабря 1991 г.
Налоговый орган не оспаривает, что заявителем в 2000 году непосредственная добыча нефти из своих скважин с применением МУН не производилась. Полученные им в качестве вознаграждения за проведение работ по МУН 7286 тонн нефти добыты НГДУ "Нурлатнефть".
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на статью 60 Закона Республики Татарстан, от 25.12.1992 N 1722-XII, действовавшего на территории Республики Татарстан до 17.02.2001 является несостоятельной.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действует настоящий Закон и иные федеральные законы. Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление конкретных размеров платежей за пользование недрами было предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 04.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.08.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6058/2004-Са1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2004 г. N А65-6058/2004-Са1-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании