Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 апреля 2005 г. N А12-16329/04-35
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, город Волгоград,
на решение от 19.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-16329/04-С35,
по иску открытого акционерного общества "Волгоградэнерго" в лице филиала "Михайловские электрические сети", Волгоградская область, город Михайловка, к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, город Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области, город Волгоград, Территориальному управлению по Михайловскому району Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, город Михайловка, третьи лица: отдел социальной защиты населения Администрации Михайловского района, Волгоградская область, город Михайловка, Администрация Михайловского района, Волгоградская область, город Михайловка, Администрация,
установил:
Решением от 19.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2004 Арбитражного суда Волгоградской области удовлетворены требования (с учетом их изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) открытого акционерного общества "Волгоградэнерго" (далее - общество), в пользу которого с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области взыскано 257395,91 рублей; с Министерства финансов Российской Федерации выступающего от имени казны Российской Федерации 45297,34 рублей; убытков в виду предоставления обществом льгот по реализации Законов Российской Федерации "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Данные судебные акты мотивированы доказанностью факта не выделения из федерального бюджета и бюджета области для реализации перечисленных нормативных актов в полном размере.
В кассационных жалобах Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области просят судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, отсутствие своей вины в убытках общества.
В отзыве на жалобу общество, в лице Михайловских электрических сетей, просит в удовлетворении жалоб отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 4 апреля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность принятых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование общества о возмещении убытков, понесенных в связи с реализацией Федеральных законов "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей", в связи с предоставлением населению льгот по оплате электроэнергии по Михайловскому району Волгоградской области за период 2002-2003.
Размер убытков сторонами не оспаривается, подтвержден представленными квитанциями льготополучателей, и актами сверки.
Ответственность органов государственной власти за причинение убытков юридическому лицу предусмотрена статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепив в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип, согласно которому возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, законодатель в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определил, кто конкретно выступает ответчиком в суде по иску о возмещении убытков, в которой говорится, что от имени Российской Федерации выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При разъяснении вопросов, связанных с применением первой части Гражданского кодекса Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 1 июля 1996 N 6/8 указали, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определила источник возмещения ущерба: вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений, судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности требований общества и правомерно взыскали с ответчиком сумму убытков, возникших в результате реализации обществом названных законов.
В кассационной жалобе не содержится утверждений позволяющих опровергнуть выводы суда.
В кассационной жалобе не приведены доводы, являющиеся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-16329/04-С35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2005 г. N А12-16329/04-35
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании