Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 июня 2005 г. N А57-2968/02-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, г.Саратов,
на решение от 18 апреля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 3 марта 2005 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2968/02-16,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное предприятие "Контакт", г.Саратов, к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Саратова, г.Саратов, о возвращении ошибочно уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 23615313 руб. 70 коп.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное предприятие "Контакт" (далее - ФГУП "НПП "Контакт") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Саратова о возвращении ошибочно уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 23615313 руб. 70 коп.
Решением от 18 апреля 2002 года Арбитражный суд Саратовской области исковые требования удовлетворил в полном объеме, обязал налоговую инспекцию возвратить истцу указанный налог и недоимку.
Постановлением апелляционной инстанции от 30 сентября 2002 года решение суда первой инстанции изменено, ФГУП "НПП "Контакт" возвращен из бюджета ошибочно уплаченный налог в сумме 5100000 руб.
Постановлением кассационной инстанции от 28 ноября 2002 года постановление апелляционной инстанции от 30 сентября 2002 года изменено в части возврата из бюджета суммы налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в размере 5100000 руб., в данной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела постановлением от 3 марта 2005 года суд апелляционной инстанции решение от 18 апреля 2002 года изменил, обязал налоговый орган возвратить ошибочно уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в размере 5100000 руб.
Не согласившись с решением от 18 апреля 2002 года и постановлением апелляционной инстанции от 3 марта 2005 года, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Самары (правопреемник инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г.Самары) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права относительно возврата налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в сумме 5100000 руб.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации и отвечает тем требованиям законодательства о налогах и сборах, которые были закреплены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что ФГУП "НПП "Контакт" обратилось в суд с иском о возврате налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 19131170 руб., недоимки по налогу в сумме 4484143 руб. 70 коп., сославшись на отсутствие в Законе Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" срока уплаты налога. В связи с отсутствием в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации срока уплаты налога, отсутствие одного из элементов налога, оснований для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не имелось.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Верховным Советом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями упомянутого Закона был разработан Порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 января 1992 года N 2235-1, в пункте 10 которого установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно с 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
При исследовании обстоятельств дела судом апелляционной инстанции установлено, что налогоплательщик уплатил в 2001 году налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 5100000 руб., из которых 3800000 руб. - текущие платежи за 2001 год и 1300000 руб. - сумма уплаченной недоимки за 2001 год.
В связи с приостановлением с 1 января 2001 года Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ, устанавливающим, что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляются в доходы территориальных фондов субъектов Российской Федерации, действия постановления Верховного Совета РСФСР от 23 января 1992 года N 2235-1, устанавливающего срок уплаты налога - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, и отсутствием на территории Саратовской области Закона о порядке образования и использования средств территориальных дорожных фондов, требования налогоплательщика о возврате ему 5100000 руб. суд законно признал правомерными.
Оспаривая выводы судебных инстанций, налоговый орган в кассационной жалобе не привел конкретных доводов относительно ошибочности выводов судебных инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако налоговый орган не доказал нарушения судом норм материального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановила:
Решение от 18 апреля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 3 марта 2005 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2968/02-16 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2005 г. N А57-2968/02-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании