Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 марта 2005 г. N А12-33165/04-С60
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу,
на решение от 12.01.05 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33165/04-С60,
по иску Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром", г.Волгоград, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам исборам N 2 по Волгоградской области, г.Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Волгоградское открытое акционерное общество "Химпром" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 01.10.04 N 294 в части доначисления единого социального налога в сумме 52960 рублей, пени в сумме 6004 рубля 39 копеек и штрафа в сумме 1071 рубль.
Решением от 12.01.05 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33165/04-С60 иск ВОАО "Химпром" полностью удовлетворен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела МИ МНС Российской Федерации N 2 по Волгоградской области была проведена камеральная проверка ВОАО "Химпром" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.05.03 по 01.05.04, единого социального налога за период с 01.01.03 по 01.01.04.
В ходе проверки налоговым органом, в частности, был сделан вывод о том, что ВОАО "Химпром" за период с 01.01.03 по 01.01.04 занизило налоговую базу по единому социальному налогу на сумму 148763 рубля 98 копеек, в результате чего МИ МНС Российской Федерации N 2 по Волгоградской области было принято решение от 04.10.04 N 294 о доначислении единого социального налога в сумме 52960 рублей, пени в сумме 6004 рубля 39 копеек и штрафа в сумме 1071 рубль.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно не включена в налоговую базу по единому социальному налогу оплата в сумме 92392 рублей 02 копеек дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительностью 7 и 14 календарных дней, гарантированных статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244 "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также оплата среднего заработка в сумме 56373 рублей 96 копеек работникам предприятия, призванным на военные сборы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Налоговый орган считает, что оплата дополнительных отпусков гражданам-чернобыльцам не относятся к компенсационным выплатам, которые в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению ЕСН, а выплаты работникам, призванным на военные сборы, являются в силу пункта 6 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации расходами на оплату труда.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление, указал, что суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателями по трудовым договорам, и следовательно, не являются объектами налогообложения по единому социальному налогу.
Также не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу выплаты среднего заработка гражданам, призванным на военные сборы.
Данный вывод суда коллегия находит обоснованным.
Согласно статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности пунктом 9 статьи 14 и пунктом 4 статьи 19 названного Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Оплата дополнительных отпусков по сути является компенсацией. Данный вывод согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.97 N 18-П, где прямо указано, что дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в порядке компенсации за причиненный здоровью вред и этот отпуск является оплачиваемым за счет средств, установленных к выплате законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым, следовательно, и оплата дополнительных отпусков является компенсацией за счет государственных средств с целью возмещения вреда, причиненного последствием катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним место работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрен призыв граждан на военные сборы и прохождение ими военных сборов в период пребывания в запасе.
Пунктом 2 статьи 6 названного Закона установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с пунктом 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.01 N 157, граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам средства, предусмотренные настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, так как не связана с выполнением работником трудовых обязанностей и, следовательно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Довод налогового органа о том, что заявитель не во всех случаях обращался в военные комиссариаты за компенсацией сумм среднего заработка, также правомерно не принят арбитражным судом во внимание.
Судом обоснованно указано, что данное обстоятельство не может являться основанием для признания названных выплат выплатами, связанными с выполнением работником трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.05 по делу N А12-33165/04-С60 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2005 г. N А12-33165/04-С60
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании