Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 июля 2005 г. N А12-14018/04-С37
(извлечение)
См. также Постановления ФАС ПО от 11 января 2005 г. N А12-14018/04-С6 и от 25 июня 2009 г. 31 марта 2010 г. N А12-14018/2004
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз", город Волгоград, и Первого заместителя прокурора Волгоградской области, город Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.05 по делу N А12-14018/04-С37,
по иску Первого заместителя прокурора Волгоградской области в защиту государственных и общественных интересов к администрации города Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации города Волгограда, третьи лица: открытое акционерное общество "Волгоградские коммунальные системы", город Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз", город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Волгоградтеплоэнерго", город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловое хозяйство" Тракторозаводского района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Краснооктябрьского района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Дзержинского района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Центрального района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Ворошиловского района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Советского района, город Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Кировского района, город Волгоград, муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района, город Волгоград, муниципальное учреждение "Водопроводно-канализационное хозяйство города Волгограда", Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации города Волгограда, Департамент финансов администрации города Волгограда, о признании недействительными ненормативных актов: постановления главы администрации города Волгограда от 05.03.04 N 241, постановления главы администрации города Волгограда от 05.03.04 N 242, распоряжения Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда от 19.03.04 N 876-р,
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.05 отказано в удовлетворения иска Первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействительными: постановления главы администрации города Волгограда от 05.03.04 N 241 "О принятии муниципального имущества в состав муниципальной имущественной казны Волгограда; постановления главы администрации города Волгограда от 05.03.04 N 242 "О включении муниципального имущества в состав муниципальной имущественной казны Волгограда"; распоряжения Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда от 19.03.04 N 876-р "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества".
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационных жалобах ООО "Волгоградтрансгаз" и Первый заместитель Прокурора Волгоградской области просят отменить решение суда первой инстанции от 05.04.05, иск - удовлетворить, мотивируя неправильным применением норм материального и процессуального права.
До принятия постановления по делу судебной коллегией Федерального арбитражного суда Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 19.07.05 (на 11 час. 30 мин.).
Проверив законность обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции правовых оснований для его отмены не находит.
Из материалов дела следует, что 05.03.04 главой администрации города Волгограда принимаются два постановления: N 241 "О принятии муниципального имущества в состав имущественной казны города Волгограда"; N 242 "О включении муниципального имущества в состав муниципальной имущественной казны города Волгограда".
19.03.04 Департаментом муниципального имущества администрации города Волгограда издается распоряжение N 876-р "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества".
Постановлением от 05.03.04 N 241 из хозяйственного ведения изымается муниципальное имущество МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района", МУП "Тепловые сети Краснооктябрьского района", МУП "Тепловые сети Дзержинского района", МУП "Тепловые сети Центрального района", МУП "Тепловые сети Ворошиловского района", МУП "Тепловые сети Советского района", МУП "Тепловые сети Кировского района".
Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда дается указание принять имущество указанных муниципальных унитарных предприятий в состав муниципальной казны и передать это имущество в аренду МУП "Волгоградтеплоэнерго", а также внести изменения в договоры хозяйственного ведения МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района", МУП "Тепловые сети Краснооктябрьского района", МУП "Тепловые сети Дзержинского района", МУП "Тепловые сети Центрального района", МУП "Тепловые сети Ворошиловского района", МУП "Тепловые сети Советского района", МУП "Тепловые сети Кировского района".
Постановлением от 05.03.04 N 242 из оперативного управления изымается муниципальное имущество МУ ЖКХ "Красноармейского района", МУ "Водопроводно-канализационное хозяйство г.Волгограда". Из хозяйственного ведения изымается муниципальное имущество МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района". Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда дается указание о принятии имущества указанных муниципальных унитарных предприятий в состав муниципальной казны, регистрации права муниципальной собственности на имущество, внесении изменений в реестр муниципального имущества.
Распоряжением Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 19.03.04 N 876-р из хозяйственного ведения изымается муниципальное имущество МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловое хозяйство Тракторозаводского района", МУП "Тепловые сети Краснооктябрьского района", МУП "Тепловые сети Дзержинского района", МУП "Тепловые сети Центрального района", МУП "Тепловые сети Ворошиловского района", МУП "Тепловые сети Советского района", МУП "Тепловые сети Кировского района".
Мотивируя тем, что постановления главы администрации города Волгограда и распоряжение Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.02, нарушают права и законные интересы кредиторов муниципальных предприятий топливно-энергетического комплекса города Волгограда, Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском о признании постановлений администрации города Волгограда и распоряжений Департамента муниципального имущества города Волгограда - недействительными.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, обосновав такое соответствием оспариваемых ненормативных актов законодательству Российской Федерации. Указав, что оспариваемые акты приняты уполномоченным субъектом в пределах его компетенции пришел к выводу об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд.
Установлено, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Волгограда не нарушены права кредиторов муниципальных унитарных предприятий топливно-энергетического комплекса, что они изданы на основании письменных ходатайств муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Отказ муниципальных унитарных предприятий от права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество не расценен как намерение скрыть имущество от обращения на него взыскания, а обусловлен реализацией Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
Довод прокурора и ООО "Волгоградтрансгаз" о нарушении оспариваемыми ненормативными правовыми актами публичных интересов найден несостоятельным.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Правило, предусмотренное указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается из статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение актом прав и законных интересов субъектов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Волгоградским городским Советом народных депутатов.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Департаменте муниципального имущества администрации города Волгограда, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрацией города Волгограда от 25.08.99 N 64/727/1073, проведение единой политики в области управления муниципальным имуществом и его эффективного использования возложено на Департамент муниципального имущества.
Оспариваемые ненормативные правовые акты администрации города Волгограда и Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда адресованы муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям. Изданы они на основании ходатайств муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и не регламентируют права и обязанности третьих лиц.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления города Волгограда не нарушают прав кредиторов муниципальных унитарных предприятий топливно-энергетического комплекса судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает правомерным.
В силу статьи 7 Федерального закона от 14.11.02 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательством всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 этого Закона имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Кредиторы муниципальных унитарных предприятий вправе обратить взыскание только на то имущество, которое принадлежит предприятиям на определенном вещном праве - праве хозяйственного ведения, а не просто находится в их фактическом владении и эксплуатации по другим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законодательными и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 право собственности прекращается в том числе при отказе собственника от права собственности. Согласно пункту 12 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.1 ст.236 Гражданского кодекса Российской Федерации
Из материалов дела следует, что отказ муниципальных унитарных предприятий от права хозяйственного ведения на движимое имущество и отказ МУП "Тепловое хозяйство" Тракторозаводского района от права хозяйственного ведения в отношении пяти объектов недвижимого имущества не связаны с намерением скрыть имущество от обращения на него взыскания, а обусловлены реализацией Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 и одобренной этим актом Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление администрации города Волгограда от 05.03.04 N 241 "О принятии муниципального имущества в состав муниципальной имущественной казны Волгограда", постановление администрации города Волгограда от 05.03.04 N 242 "О включении муниципального имущества в состав муниципальной имущественной казны Волгограда", распоряжение Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда от 19.03.04 N 876-р "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества" соответствуют законодательству Российской Федерации.
Указанные ненормативные правовые акты приняты уполномоченным субъектом в пределах его компетенции. Они не нарушают прав и законных интересов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда, кредиторов муниципальных унитарных предприятий топливно-энергетического комплекса города Волгограда.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Прокурором не доказаны нарушения государственных или общественных интересов, не указано, какие именно права неопределенно широкого круга лиц нарушены оспариваемыми ненормативными правовыми актами.
В настоящее время изъятое из владения муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений имущество эксплуатируется субъектом, обеспечивающим население и других потребителей соответствующими коммунальными услугами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа принятый по делу судебный акт считает правомерным. Оснований для его отмены и удовлетворения требований кассационных жалоб не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.05 по делу N А12-14018/04-С37 оставить без изменений.
Кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз" и Первого заместителя прокурора Волгоградской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2005 г. N А12-14018/04-С37
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании