Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 октября 2005 г. N А65-19113/2004-СГ3-13/12
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации города Казани, г.Казань,
на решение от 22.07.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19113/2004-СГ3-13/12,
по иску Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации города Казани, г.Казань, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань, Открытому акционерному обществу "Гостиничный комплекс "Татарстан", г.Казань, третьи лица - Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Татарстан, г.Казань, Муниципальное унитарное предприятие "Казгорсвет", г.Казань, о признании договора купли-продажи земельного участка N 072-53 от 09.10.2002 недействительным, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок общей площадью 13000 кв.м по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д.4, кадастровый номер 16:50:01 15 03:0009,
установил:
Решением от 22.07.2005 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации города Казани к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, открытому акционерному обществу "Гостиничный комплекс "Татарстан" (далее ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан") о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка N 072-53 от 09.10.2002 в части указания площади продажи земельного участка, превышающей 6306,4 кв.м - площади под приватизированными объектами, о признании недействительным зарегистрированного за ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" права собственности на земельный участок общей площадью 13000 кв.м по адресу город Казань, улица Пушкина, 4, кадастровый номер N 16:50:01 15 03:0009 (запись о регистрации N 16-50.3-21.2002-14 813.1).
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе истец, Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани, просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить.
Истец, ссылаясь на пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности, приобретать эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом, указывает на то, что согласно заключению комиссии по приватизации арендного предприятия - гостиницы "Татарстан" от 25.10.1992 здание гостиницы "Татарстан" на момент приватизации было расположено на земельном участке, площадью 6615 кв.м. Площадь земельного участка, указанная в договоре купли-продажи N 072-53, превышает фактически используемую площадь в два с лишним раза.
Комитет считает, что в договор купли-продажи безосновательно были включены площади земельного участка намного превышающие площадь земельного участка, занятую зданием, строениями и необходимую для их использования со ссылкой на статьи 28, 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, правила, содержащиеся в статьях 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливают предельные размеры предоставления земельного участка, а не минимальные.
По мнению истца, ответчик, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, вправе был принимать решение лишь о приватизации земельного участка, находящегося непосредственно под самим зданием гостиницы в силу пункта 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Истец также считает, что судом неправильно применены к спорным отношениям строительные нормы и правила 2.07.01089 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В отзывах на кассационную жалобу ответчиками доводы заявителя кассационной жалобы оспорены.
Как видно из материалов дела, Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом Постановлением N 8 от 09.04.1993 утвержден План приватизации арендного предприятия "Гостиница "Татарстан" в форме преобразования арендного предприятия в акционерное общество.
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным законом N 137-ФЗ от 25.10.2001 ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" обратилось в соответствующие органы с заявкой об оформлении правового режима землепользования в порядке, установленном названным законом.
Решением от 25.09.2005 по делу N А65-11419/02-СГ2-6 удовлетворены исковые требования ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" к Службе земельного кадастра по городу Казани, Главному управлению архитектуры и градостроительства города Казани о признании недействительным отказа Службы земельного кадастра по городу Казани от 27.04.2002 N 289 и от 10.07.2002 N 2006 в изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан". Суд обязал Службу земельного кадастра по городу Казани изготовить кадастровую карту земельного участка ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" в размере 1,3 га, Главное управление архитектуры и градостроительства изготовить проект границ земельного участка ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" в размере 1,3 га.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица должны обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) названные органы в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности.
В силу статей 6, 7 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом, государственному кадастровому учету подлежат земельные участки независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона является юридически действительным.
В соответствии со статьей 17 названного Закона, определяющего порядок ведения государственного земельного кадастра, сведения о правах на земельные участки и об ограничении этих прав вносят в единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Статья 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" устанавливает основания отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков, в числе которых указаны нарушения прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, площадь земельного участка, подлежащего включению в государственный кадастровый учет земельных участков меньше минимального размера площадей, установленных для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Названным законом предусмотрен порядок исправления ошибок при ведении государственного земельного кадастра.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ градостроительные нормы и правила федерального уровня включает в себя разделы о градостроительстве, которые соответственно содержаться в строительных нормах и правилах (СниП), государственных стандартах. При этом федеральные градостроительные нормативы и правила обязательны для выполнения всеми на территории Российской Федерации.
Согласно СниП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен составляться из расчета 30 кв.м на 1 место.
Таким образом, земельный участок ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы "Татарстан" было спроектировано и построено на 434 места.
При изготовлении кадастровой карты земельного участка, приобретенного ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" нарушения статей 6, 7, 17, 20, 21 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" не установлены.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 4345/04 от 17.08.2004 указал, что предоставление права на приобретение земельного участка в пределах занимаемых самим зданием площадей нарушает единообразие в применении и толковании норм права, ввиду того, что границы и размеры земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат определению с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В постановлении отмечено, что согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок подлежит отчуждению в границах, определяемых на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
В соответствии с пунктом 14 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2002 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" принятого во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
О необходимости обеспечения единообразия применения названных норм права при рассмотрении споров о приватизации земельных участков указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3027/04 от 07.09.2004.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является правопреемником Госкомимущества Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, утвердившим план приватизации арендного предприятия "Гостиница "Татарстан".
Действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по изданию распоряжения N 1411-р от 08.10.2002 о передаче ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" земельного участка в порядке приватизации, по заключению договора купли-продажи N 072-53 от 09.10.2002 земельного участка, имеющего кадастровый номер 16:50:01 15 03:0009, являются правомерными, соответствующими требованиям закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции в соответствии с рекомендациями суда кассационной инстанции, изложенными в постановлении от 22.04.2005, проверены нормативы отвода земель для конкретного вида деятельности гостиничного комплекса, установлены площади земельного участка, на котором фактически расположен гостиничный комплекс, дана оценка доводам истца, связанным с обременением земельного участка, отведенного согласно кадастровому плану ответчику, ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан", правами других лиц.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального и процессуального права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 22.07.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19113/2004-СГ3-13/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2005 г. N А65-19113/2004-СГ3-13/12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании