Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 апреля 2007 г. N А06-2980у/4-5/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани,
на постановление апелляционной инстанции 11.12.2006 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2980у/4-5/06,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханский автоцентр "КамАЗ", г.Астрахань, о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани от 14.06.2006 N 07-17 (с учетом уточненных требований),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский автоцентр "КамАЗ" (далее - ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Астрахани (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.06.2006 N 07-17 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по сделкам с фирмами, оказывавшими Обществу маркетинговые услуги, в сумме 2151625 руб., по сделкам с ООО "Триатрейд" в сумме 30383 руб. и ООО "Северо-Западная Подшипниковая Компания" в сумме 16440 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006 решение суда первой инстанции изменено: решение Инспекции от 14.06.2006 N 07-17 признано недействительным в части отказа в возмещении НДС по фирмам, оказывающим маркетинговые услуги, в сумме 2151625 руб. и фирме "Триатрейд" на сумму 30383 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права. По мнению Инспекции, представленные ею доказательства позволяют сделать вывод о недобросовестности налогоплательщика. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе и подтверждены представителем в судебном заседании.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
За день до рассмотрения кассационной жалобы Инспекции, то есть 09.04.2007, получена телеграмма от имени директора Общества с просьбой об отложении судебного разбирательства по кассационной жалобе ввиду занятости представителя Общества. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, Общество имело возможность направить в суд другого представителя, поскольку глава 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не запрещает сторонам арбитражного процесса иметь более одного представителя для ведения своих дел в суде.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекцией совместно с сотрудниками УВД Астраханской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ" по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДС, за период с 01.01.2002 года по 30.09.2005 года, по результатам которой составлен акт от 17.05.2006 N 07-17.
Из данного акта следует, что Общество в проверяемом периоде пользовалось услугами десяти маркетинговых фирм и предпринимателя Сауткина С.Н., по счетам-фактурам которых производила вычеты НДС.
В соответствии с договорами, заключенными с указанными лицами, Общество выступает заказчиком услуг по маркетингу, включая консультационное и информационное обслуживание, связанное с исследованием рынка нефтепромыслового оборудования, специальной и тяжелой техники в России, СНГ, странах Дальнего Зарубежья.
Однако в представленных актах выполненных работ, на основании которых выставлялись счета-фактуры, указаны услуги по заключению контрактов с покупателями: государственным концерном "Туркменнефть", компаниями "Rosby Oil Corporation S.A.", "Continental Indastrial Supply Limited" с различными российскими поставщиками.
Кроме того, указанные в материалах выездной налоговой проверки маркетинговые фирмы отчетность в налоговые органы не представляют, НДС в бюджет не уплачивают, должностные лица организаций на вызовы в налоговые органы не являются, ряд фирм зарегистрирован на чужые документы, владельцы которых ничего о существовании названных фирм не знают.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения налоговым органом решения от 14.06.2006 N 07-17 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату НДС, начислении пени за просрочку исполнения обязанности по уплате НДС и отказу в возмещении из бюджета НДС в размере 2466986 руб.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в части отказа в возмещении НДС из бюджета по маркетинговым фирмам в сумме 2151625 руб., по сделкам с ООО "Триатрейд" на сумму 30383 руб. и ООО "Северо-Западная Подшипниковая Компания" на сумму 16440 руб. и обжаловал его в этой части в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции исходил из недобросовестности налогоплательщика, применения им схемы уклонения от налогообложения.
Изменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным решение Инспекции в части, суд апелляционной инстанции указал, что в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 101 Кодекса) в материалах налоговой проверки содержатся не основанные на достаточных и убедительных доказательствах факты, а лишь субъективные предположения проверяющих. Однако суд первой инстанции не дал им правовую оценку и, более того, в оспариваемом решении подтвердил вывод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика, не исследовав доказательств в пользу данного утверждения и не приводя при этом каких-либо ссылок на свидетельствующие об этом документы или факты.
Однако апелляционной инстанцией не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура, являющийся документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, должен в обязательном порядке содержать перечисленные в пункте 5 статьи 169 Кодекса сведения, в частности наименование, адрес и идентификационный номер поставщика и быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (пункт 6 статьи 169 Кодекса).
В пункте 2 статьи 169 Кодекса определено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия первичных документов. Документы, представляемые налогоплательщиком, должны содержать достоверную информацию.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.12.2005 NN 9841/05, 10048/05, 10053/05 положения Налогового кодекса Российской Федерации предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату НДС в федеральный бюджет.
В частности, если налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции производителями (поставщиками) продукции не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным, или утерянным документам, или несуществующим адресам, либо схема взаимодействия покупателя и поставщика товаров указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснил, что при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщиком в проверяемом периоде заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 2151625 руб. по маркетинговым фирмам по приобретенным услугам, не имеющим материального выражения, при отсутствии достаточных доказательств их оказания.
Так, договоры со всеми маркетинговыми фирмами стандартные, ни в одном договоре предметом договора не указана услуга по оказанию посреднических услуг по заключению договора.
Маркетинговые фирмы зарегистрированы, в основном, по адресам проживания физических лиц.
ООО "Техникдивелоп" состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 г.Москвы с 24.06.2002, не отчитывается с 4 квартала 2003 года, до этого представляла в налоговый орган "нулевую" налоговую отчетность. По месту регистрации организация не располагается. Руководителем ООО "Техникдивелоп" числится Михайловский Валерий Федорович, который по сведениям ЦАСБ ГУВД г.Москвы умер в 2000 году. Договор оказания маркетинговых услуг заключен налогоплательщиком с ООО "Техникдивелоп" в лице Михайловского В.Ф. 03.03.2003.
Руководителем, главным бухгалтером и единственным учредителем ООО "Аваллон" числится Зиновьева Наталья Борисовна, проживающая в Тульской области. По месту государственной регистрации в г.Москве организация не располагается, в связи с чем невозможно провести его проверку.
Проживающий по месту регистрации ООО "Сенидма" Томин С.А. показал, что отдавал паспорт для устройства на работу в виде получения почтовой корреспонденции по его домашнему адресу.
Руководителем и главным бухгалтером ООО "Мирекс-групп" является Хасянов Ш.Х. Из объяснений жены Хасянова Ш.Х. видно, что ее муж в настоящее время находится в следственном изоляторе. 3-4 года назад муж потерял паспорт, после чего в его адрес стали поступать запросы из милиции и она узнала о регистрации на потерянный паспорт нескольких фирм. Ее муж работал слесарем-сантехником в ЖЭК и ни в каких фирмах директором не работал. Об ООО "Мирекс-групп" слышит впервые.
ООО "Аспект" по месту государственной регистрации не установлена, организация не отчитывается в налоговом органе с момента постановки на налоговый учет, расчетных и лицевых счетов не имеет.
ООО "Интерпаритет" также по месту его нахождения не установлено, последняя налоговая декларация представлялась в налоговый орган за 1 квартал 2004 года.
Руководитель ООО "Фамато" Шеремет Ю.И. пояснил в процессе встречной проверки, что организация зарегистрирована на основании утерянного им паспорта. К ООО "Фамато" он никакого отношения не имеет, все подписи в учредительных документах подделаны. От работников милиции ему известно, что по его потерянным документам зарегистрированы и функционируют две фирмы.
ООО "Корвет" является организацией, сдающей в налоговые органы "нулевую" отчетность. Единственным учредителем и руководителем общества является Юрасов В.Н., который показал, что примерно 4 года назад он давал свой паспорт для трудоустройства Дударову Е.С. Дударов Е.С. обращался к нему неодократно. В настоящее время от работников милиции ему известно, что по его паспорту зарегистрировано более 100 фирм. Об ООО "Корвет" ему ничего неизвестно.
Местонахождение ООО "Далмонд" и ООО "Оникс-Менеджмент" также установить не удалось. ООО "Оникс-Менеджмент" не представляет налоговую отчетность с момента его государственной регистрации, ООО "Далмонд" последнюю "нулевую" отчетность представил за 9 месяцев 2003 года.
Сауткин С.Н. в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах г.Москвы не зарегистрирован, а указанный в сделках между Сауткиным С.Н. и Обществом ИНН принадлежит Сбербанку Российской Федерации.
Согласно данным следственных органов, полученным в результате проверки в отношении маркетинговых фирм - ООО "Нортекс-С", ООО "Дэлина", ООО "Сенидма", ООО "Оникс-Менеджмент", установлено, что валовый годовой доход, указанный в балансовых отчетах указанных фирм составляет 100 тысяч рублей, тогда как согласно данным банка о движении денежных средств по расчетным счетам указанных фирм ими было получено более 500 миллионов руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что анализ представленных налоговым органом доказательств подтверждает обоснованность его вывода о недобросовестности налогоплательщика, который применял схемы уклонения от налогообложения, используемые при неправомерном возмещении из Федерального бюджета сумм НДС, а именно:
предъявление к возмещению из федерального бюджета значительных сумм НДС по приобретенным услугам, не имеющим материального выражения;
возмещение НДС по счетам-фактурам, выставленным маркетинговыми фирмами, не производящими уплату налогов в бюджет, в том числе НДС;
возмещение НДС по услугам, не являющимися предметом договора - оказание услуг по заключению маркетинговыми фирмами контрактов с поставщиками и покупателя товаров;
ранее указанные фирмы фигурировали в сделках совершенных с целью незаконного изъятия денежных фирм из Федерального бюджета.
Также является верным вывод суда первой инстанции о правомерности решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС по товарам, приобретенным у ООО "Триатрейд" на сумму 30383 руб., поскольку по юридическому адресу ООО "Триатрейд" не располагается, по данному адресу расположены магазин хозтоваров "Рогожка" и продовольственный магазин "Рогожский дом", в связи с чем подтвердить факт формирования источника возмещения НДС из бюджета не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 14.06.2006 N 07-17 в части отказа в возмещении НДС по сделкам с фирмами, оказывавшими Обществу маркетинговые услуги, в сумме 2151625 руб., и по сделкам с ООО "Триатрейд" в сумме 30383 руб.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось достаточных оснований для изменения решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление апелляционной инстанции о признании недействительным решения Инспекции от 14.06.2006 N 07-17 в части отказа в возмещении НДС по фирмам, оказывающим маркетинговые услуги, в сумме 2151625 руб. и фирме "Триатрейд" на сумму 30383 руб. подлежит отмене, а решение суда первой инстанции в этой части - оставлению в силе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отнесению на ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ" (постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006 ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 3000 руб.).
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 284, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Астрахани удовлетворить.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 11.12.2006 по делу N А06-2980у/4-5/06 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Астрахани от 14.06.2006 N 07-17 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по фирмам, оказывающим маркетинговые услуги, в сумме 2151625 руб. и фирме "Триатрейд" на сумму 30383 руб., оставив в этой части в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.10.2006.
В остальной части постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 11.12.2006 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Астраханский автоцентр "КамАЗ" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2000 руб., апелляционной инстанции в сумме 1000 руб. и с кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2007 г. N А06-2980у/4-5/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании