Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 сентября 2005 г. N А12-9279/05-С56
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г.Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Логос-Аудит" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г.Волгограда от 06.04.2005 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, вынесенного по заявлению общества от 05.04.2005 входящий N 1316 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (после уточнения исковых требований, принятых судом), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены прежние учредители истца: Любибогова Ольга Исаевна и Обрушников Владимир Владимирович,
установил:
Обжалованным постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 03.06.2005, которым заявленные требования удовлетворены с указанием, в частности на то, что ответчиком не доказано наличие ни одного из указанных в статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" оснований для отказа в регистрации, а также на отсутствие у регистрирующего органа права требовать представление других документов, кроме названных в упомянутом законе.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное толкование судом закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 05.04.2005 общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Логос-Аудит", в состав которых входили только указанные выше третьи лица, приняты решения о продаже принадлежащих им долей уставного капитала.
Той же датой оформлены договоры N 1, 2, 3 купли продажи долей в уставном капитале общества Толканову Р.П. и Прояевой И.В.
Протоколом N 8 общего собрания новых участников общества с ограниченной ответственностью "Логос-Аудит" от 05.04.2005 зафиксированы решения о внесении изменений в Устав и Учредительный договор общества в связи с приобретением новыми участниками долей в уставном капитале общества и об избрании директором общества Прояевой И.В.
Названные решения общества никем не оспорены и не отменены.
05.04.2005 истец направил в налоговый орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с описанными выше обстоятельствами.
06.04.2005 ответчиком принято решение по заявлению истца от 05.04.2005 за входящим N 1316 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Логос-Аудит", об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, необходимых для государственной регистрации документов.
В обосновании отказа ответчик указал то, что заявление подано неуполномоченным лицом - вновь избранным директором общества, а не прежним его руководителем, ссылаясь при этом на письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц", в котором утверждается, что государственный реестр имеет правоустанавливающее значение и при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представлять заявления по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре. При наличии заявления, подписанного неуполномоченным лицом, сведений о котором в реестре нет, регистрационный орган вправе отказать в регистрации по причине непредставления документа - заявления.
Арбитражным судом данная позиция налогового органа правомерно признана несостоятельной, не основанной на требованиях законодательства.
Согласно статье 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В соответствии со ст.32, 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ и ст.91 ГК РФ высшим органом общества является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. К исключительной компетенции общего собрания участников общества относится, в том числе, изменение устава общества; внесение изменений в учредительный договор; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.
В соответствии со ст.40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Уставом ООО "Логос-Аудит"; решением общего собрания участников ООО "Логос-Аудит" от 05.04.2005 г, единоличным исполнительным органом общества на момент подачи заявления являлась подписавшая указанное заявление директор общества Прояева И.В. (протокол общего собрания N 8). Требования законодательства, по оформлению заявления о регистрации, в т.ч. ст.ст.17, 18 Закона N 129-ФЗ не были нарушены.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ не содержит императивных положений о том, что действовать в качестве заявителя, при смене директора, может только бывший руководитель общества.
Согласно ч.4 ст.9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего ФЗ.
Ответчиком не доказано наличие ни одного из указанных оснований при принятии обжалуемого решения.
Обоснование налоговым органом своей позиции ссылкой на подпункт "Л" пункта 1 статьи 5 и пункт 4 этой же статьи Федерального закона N 129-ФЗ является ошибочным, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного закона предусмотрено не только то, что при несоответствии указанных в пункте 1 и 2 данной статьи сведений государственного регистра сведениям, содержащимся в представленных для регистрации документах, сведения, указанные в пункте 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них изменений, но и то, что записи в государственный реестр вносятся на основании представленных при государственной регистрации документов.
Представленные же истцом документы соответствуют требованиям вышеназванного закона и подтверждают полномочия лица, подписавшего заявление о внесении изменений в учредительные документы.
Налоговый орган не вправе ставить в зависимость осуществление предусмотренной законом регистрации изменений в учредительных документах от волеизъявления бывшего руководителя общества.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда в обеих инстанциях о несоответствии оспоренного решения налогового органа действующему законодательству и нарушении им права и законных интересов истца является законным и обоснованным.
Правовых оснований для отмены принятых по делу документов не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, постановил:
Решение от 03.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-9279/05-С56 оставить без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации:
...
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего ФЗ.
...
Обоснование налоговым органом своей позиции ссылкой на подпункт "Л" пункта 1 статьи 5 и пункт 4 этой же статьи Федерального закона N 129-ФЗ является ошибочным, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного закона предусмотрено не только то, что при несоответствии указанных в пункте 1 и 2 данной статьи сведений государственного регистра сведениям, содержащимся в представленных для регистрации документах, сведения, указанные в пункте 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них изменений, но и то, что записи в государственный реестр вносятся на основании представленных при государственной регистрации документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2005 г. N А12-9279/05-С56
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании