Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 6 декабря 2005 г. N А55-2623/05-40
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июня 2006 г. N 3719/06 настоящее Постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", г.Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.09.2005 по делу N А55-2623/05-40,
по иску муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", г.Тольятти к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, Министерству управления финансами Самарской области, г.Самара, о взыскании убытков,
с участием третьих лиц: Мэрии г.Тольятти, Администрации Ставропольского района Самарской области, г.Толяьтии,
установил:
Муниципальное предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании солидарно в равных долях с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и с Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 11353657 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003 году льгот по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) детям-инвалидам, их родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми инвалидами, а также инвалидам, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 12.09.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит решение от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 отменить, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт, удовлетворив в полном объеме исковые требования муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3".
В судебном заседании в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 16 час.30 мин. 29.11.2005 до 15 час. 30 мин. 06.12.2005.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинский пассажирский автокомбинат" (правопредшественник истца) во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ оказало услуги по бесплатному проезду на транспорте общего пользования в 2003 году инвалидам 1, 2, 3 группы, детям-инвалидам, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей-инвалидов за период с 01.01.2003 по 01.01.2004.
Указанным нормативным актом порядок возмещения предприятиями расходов, связанных с реализацией указанной льготы не определен. Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. За спорный период истцу были возмещены расходы по предоставлению льгот при проезде на городском транспорте граждан, определенным ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, в сумме 3294543 руб.
Основанием заявленного иска явилось то, что фактически понесенные расходы истца составили 11353657 руб. При этом истец руководствовался ст.ст.1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при необходимости должны вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из упомянутого выше фонда компенсаций, в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации средств, в том числе и предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями.
Департамент управления финансами Самарской области в письмах N 05-09/111 от 08.05.2003, N 05-09/199 от 13.08.2003 обращался к Министерству финансов Российской Федерации, указывая, что выделяемые средства на реализацию закона "О социальной защите инвалидов" составляют лишь 30% от потребности. Расчетная сумма необходимых денежных средств должна была составлять 294500000 рублей.
Однако, несмотря на наличие указанных выше фактов, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2003 N 10-5-11/3, направленном в ответ на указанное выше письмо Департамента управления финансами Самарской области N 05-09/199 от 13.08.2003, сообщалось, что "источником для дополнительного финансирования вышеперечисленных льгот в федеральном бюджете не предусмотрено".
Средства на компенсацию расходов на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" предусмотрены в федеральном бюджете на 2003 год. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в приложении 15, в размере 166597000 руб. 00 коп. выделено на Самарскую область.
Согласно Закону Самарской области от 25.12.2002 N 108-ГД (редакция от 01.04.2004) "Об областном бюджете на 2003 год" (принят Самарской Губернской Думой 17.12.2002) в приложении N 1 к указанному Закону - "Поступление доходов в областной бюджет в 2003 году по основным источникам" - субсидии бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации предусмотрены в размере 166597000 руб.
Вышеуказанные средства предоставляются в виде субсидий, которые согласно статье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют целевой характер.
В соответствии с законом Самарской области "Об исполнении областного бюджета за 2003 год" от 11.02.2005 N 34-ГД средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 166597000 руб., были зачислены в доход бюджета Самарской области и распределены между получателями бюджетных средств по целевому назначению в полном объеме в соответствии с перечисленными размерами.
В этой связи компенсировать расходы истца сверх выделенных из федерального бюджета средств и распределенных в Самарской области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оснований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 ч.1 п.1, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.09.2005 по делу N А55-2623/05-40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2005 г. N А55-2623/05-40
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июня 2006 г. N 3719/06 настоящее Постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании