Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 января 2006 г. N А12-21014/05-с50
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Волгограда,
на решение от 06.09.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21014/05-с50,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-01", г.Волгоград, к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Волгограда о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 147900 рублей, третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району города Волгограда,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-1", г.Волгоград (далее - заявитель), обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда (далее - налоговый орган) возвратить за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации 147900 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных заявителем.
Решением арбитражного суда от 6 сентября 2005 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение при его принятии норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, суд неверно истолковал нормы законодательства о налогах и сборах, не применил закон, подлежащий применению, и необоснованно возложил обязанность по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Из материалов дела следует, что заявитель платежными поручениями N 55 от 10.02.2005, N 69 от 21.02.2005, N 85 от 03.03.2005, N 100 от 10.03.2005, N 135 от 06.04.2005, N 153 от 19.04.2005, N 161 от 20.04.2005, N 195 от 05.05.2005, N 215 от 13.05.2005, N 227 от 18.05.2005, N 260 от 10.06.2005, N 274 от 17.06.2005 произвел уплату в Пенсионный фонд Российской Федерации авансовых платежей накопительной части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 147900 рублей. При этом истец ошибочно указал иной код бюджетной классификации - 18210202030061000160. Указанное обстоятельство привело к зачислению средств истца в сумме 147900 рублей на КБК страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями.
В ответ на обращение заявителя о возврате или зачете уплаченных сумм, заявитель получил письменные отказы как со стороны инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда, так и со стороны Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району города Волгограда, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с требованиями в отношении налогового органа и с привлечением Управления пенсионного фонда к участию в деле в качестве третьего лица.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, руководствовался статьями 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 13, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". При этом суд исходил из того, что полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации в части возврата излишне уплаченного страхового взноса ограничены случаем, когда отсутствует возможность установления субъекта страховых платежей, что же касается налоговых органов, то обязанности по возврату или зачету излишне уплаченных страховых взносов укладывается в рамки их основных прав и обязанностей.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом согласно пункту 1 статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Довод налогового органа о том, что статьей 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрены полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не соответствует содержанию и смыслу указанной статьи, устанавливающей права страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации в области осуществления им полномочий по обязательному пенсионному страхованию в целом, а не в связи с необходимостью возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
С учетом изложенного, довод налогового органа о том, что он не вправе осуществлять возврат или зачет ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является несостоятельным.
Суд правомерно обязал налоговый орган возвратить заявителю излишне уплаченные суммы страховых взносов за счет средств Пенсионного фонда, что не противоречит пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ, на который ссылается налоговый орган в кассационной жалобе.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует считать правомерным, основанным на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права.
Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены, изменения решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 6 сентября 2005 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21014/05-с50 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2006 г. N А12-21014/05-с50
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании