Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 января 2006 г. N А72-8005/05-11
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы депутата Ульяновской Городской Думы Каплина Александра Евгеньевича, г.Ульяновска, и Прокурора Ульяновской области, г.Ульяновск,
на решение от 10.10.2005 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8005/05-11,
по заявлению депутата Ульяновской Городской Думы Каплина Александра Евгеньевича, г.Ульяновска, к Главе города Ульяновска, третьи лица - Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области, Прокурор Ульяновской области о признании недействительным постановления Главы города Ульяновска от 23.05.2005 года, N 767,
установил:
В арбитражный суд Ульяновской области обратился Каплин Александр Евгеньевич, проживающий в городе Ульяновске с заявлением о признании не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу постановление Главы города Ульяновска от 23.05.2005 года N 767 "О стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг в городе Ульяновске на 2005 год" в редакции постановления Главы города Ульяновска от 17.06.2005 года N 1048, и не действующим полностью с 01.07.2005 года.
Решением от 10.10.2005 года Арбитражного суда Ульяновской области требования заявителя оставлены без удовлетворения на основании того, что постановление Главы города Ульяновска от 23.05.2005 года N 767 "О стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг в городе Ульяновске на 2005 год" в редакции постановления Главы города Ульяновска от 17.06.2005 года N 1048 принято в порядке, установленном статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Каплина Александра Евгеньевича заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, признав не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление главы города Ульяновска N 767 "О стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг в городе Ульяновске на 2005 год" в редакции постановления Главы города Ульяновска N 1048 от 17.06.2005 года.
В кассационной жалобе Прокурор Ульяновской области также просит отменить решение суда первой инстанции, направив дело на новое рассмотрение.
До рассмотрения дела по существу в суде кассационной инстанции Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как постановление N 767 от 23.05.2005 года и пункты 1, 3, 4 Постановления N 1048 от 17.06.2005 года с 01.01.2006 года утратили силу, а следовательно на момент рассмотрения дела в кассационной инстанции оспариваемые постановления не действуют и не порождают прав и обязанностей для населения г.Ульяновска в сфере оплаты коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа признает не подлежащим удовлетворению заявленное ходатайство в силу статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта признает подлежащим его отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 1 постановления Главы г.Ульяновска от 23.05.2005 года N 767 "О стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг в городе Ульяновске на 2005 год" в редакции постановления Главы города Ульяновска от 17.06.2005 года N 1048 утвержден расчет размера платы за услуги по горячему водоснабжению и отоплению. Пунктом 2 постановления определено, что при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует применять региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг, установленный Правительством Российской Федерации, главой Администрации Ульяновской области на 2005 год в размере 29 рублей 60 копеек на 1 кв.метр.
Заявитель, оспаривая постановление Главы города Ульяновска от 23.05.2005 года N 767, указывает на незаконное увеличение платы за централизованное отопление и горячее водоснабжение, так как в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" полномочия по установлению тарифов на отопление и горячее водоснабжение для потребителей, включая население, отнесены к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которым в Ульяновской области является Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области.
Арбитражный суд Ульяновской области, отказывая заявителю в удовлетворении требований сделал вывод о том, что постановление Главы города Ульяновска от 23.05.2005 года N 767 "О стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг в городе Ульяновске на 2005 год" в редакции постановления Главы города Ульяновска от 17.06.2005 года N 1048 принято в порядке, установленном статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации и соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными и сделанные при неправильном истолковании закона.
Частью 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.1995 года полномочия по установлению тарифов на отопление и горячее водоснабжение для потребителей, включая население, отнесены к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Судом первой инстанции не исследованы фактические обстоятельства дела с позиции соответствия постановления Главы города Ульяновска нормам Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" на что указывалось в заявлении Каплина Александра Евгеньевича.
Кроме этого Арбитражный суд Ульяновской области, принимая решение об отказе в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что в представленных отчетах, выполненных закрытым акционерным обществом "Центрэнергоконсалт", отсутствуют ошибки в расчете размера платы за услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Между тем в нарушение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 и постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на 2005 год", предметом данной независимой экспертизы явилась правильность математических расчетов главы города (сложение стоимости Гкал и деление на число энергоснабжающих организаций), а не экономически обоснованный анализ затрат конкретной энергоснабжающей организации. Таким образом, принцип экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, определенный статьей 4 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года, при расчете и утверждении тарифов не соблюден, а следовательно данный вопрос может быть разрешен при назначении экспертизы в порядке пункта 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция признает подлежим отмене решение Арбитражного суда Ульяновской области, а дело направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 152, пунктом 3 статьи 287 и статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пп.3 п.1 ст.287 АПК РФ
В удовлетворении ходатайства Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области отказать.
Решение от 10.10.2005 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8005/05-11 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2006 г. N А72-8005/05-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании