Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 марта 2006 г. N А06-3043у/4-05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Астраханской области, с.Красный Яр Астраханской области,
на решение от 29 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2005 года Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3043у/4-05,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Бургаз", город Москва, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Астраханской области, с.Красный Яр Астраханской области, от 24.05.2005 N 4/153 о привлечении истца к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 833895 рублей, доначислении единого социального налога (ЕСН) за 2004 год в сумме 4169473 рублей и начислении пени - 754331,58 рублей,
установил:
Обжалованным постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 29.07.2005, которым заявленные требования удовлетворены в том числе на том основании, что оспоренное решение налогового органа противоречит нормам налогового и пенсионного законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
В кассационной жалобе налоговой орган (ответчик) просит об отмене судебных актов, удовлетворении кассационной жалобы, настаивая на правомерности своего ненормативного акта, не указывая при этом какие нормы законодательства нарушены судом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что оспоренное решение принято налоговым органом по результатам камеральной проверки деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, представленных истцом.
Основанием для доначисления единого социального налога налоговым органом указано неправомерное невключение в налогооблагаемую базу по налогам и страховым взносам выплаченных работникам премий ко дню защитника отечества и международному женскому дню, премий к юбилейным датам и взносы на негосударственное пенсионное страхование по договору о негосударственном пенсионном обеспечении от 24.07.2000 N 13/00, заключенному истцом с Негосударственным Пенсионным фондом "Газфонд".
Признавая решение ответчика незаконным и необоснованным, арбитражный суд в обеих инстанциях руководствовался правильно примененными нормами налогового законодательства, а также Законом Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 3 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщика - организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обсуждаемые выплаты отнесены истцом к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Факт исключения указанных выплат, как расходов, из налоговой базы по налогу на прибыль за 2004 год налоговым органом не оспаривается. Кроме того, вышеупомянутые премиальные выплаты производились вне зависимости от достижений в труде и качества выполняемых работ из чистой прибыли истца. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Согласно статье 3 Закона "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные резервы, которые формируются засчет пенсионных взносов в соответствии со статьей 18 указанного закона, являются собственностью фонда, что закреплено и в пункте 4 договора о негосударственном пенсионном обеспечении N 13/00.
Арбитражным судом установлено и признано налоговым органом, что суммы уплаченные на негосударственное пенсионное страхование невозможно персонифицировать. В будущем они будут направлены на пенсионное обеспечение работников расчетным путем по установленной схеме. Кроме того, эти расходы осуществлялись за счет прибыли, оставшейся в распоряжении истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, в частности, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
Взносы организации в негосударственный пенсионный фонд за своих работников не создают объект налогообложения по единому социальному налогу, если они согласно пункта 4 статьи 236 Кодекса производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации.
При невозможности индивидуализировать данные платежи и определить налоговую базу отдельно по каждому работнику (физическому лицу), как это предусмотрено пунктом 2 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно отнести их к доходам в виде материальной выгоды применительно к статье 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод арбитражного суда об ошибочности позиции налогового органа, незаконности и необоснованности принятого им решения основан на приведенных выше правовых нормах и тщательно исследованных судом материалах дела.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены судебных актов, принятых по делу, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, постановил:
Решение от 29.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3043у/4-05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2006 г. N А06-3043у/4-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании