Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 ноября 2005 г. N А55-19253/04-34
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2006 г. N 2316/06 настоящее Постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер", г.Самара,
на решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-19253/04-34,
по заявлению открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер", г.Самара о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области N 09-15/11309/01-11/16399 от 22.11.2004 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 30.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просил последнюю оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 02.11.2005 в судебном заседании объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 09.11.2005.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль 2004 года налоговой инспекцией установлено необоснованное применение обществом налоговой ставки 0 процентов по экспортной реализации в сумме 6040896 рублей.
По результатам проверки принято решение N 09-15/11309/01-11/16399 от 22.11.2004, которым заявителю предложено уплатить в бюджет НДС в сумме 6040896 рублей.
Как следует из оспариваемого решения налоговой инспекции, по ее мнению, представленный обществом Генеральный договор об организации перевозок является договором фрахтования судна на время (тайм-чартер), то есть договором аренды, местом реализации услуг по сдаче в аренду судов является Российская Федерация, в связи с чем подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Рассматривая дело, судом установлено, что 01.07.2003 общество заключило с компанией "Волготанкер Марин Сервисиз А/С" (Дания) Генеральный договор об организации перевозок грузов N 30 с приложениями к нему, в соответствии с которым заключены с компанией "Волготанкер Марин Сервисис А/С" ряд договоров танкерных рейсовых чартеров.
В соответствии со статьями 632, 642 Гражданского кодекса Российской Федерации договор фрахтования на время с экипажем относится к договорам аренды. При этом по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства, с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер), одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Договор фрахтования (чартер) заключается в отношении вместимости транспортного средства (одного или нескольких). Соответственно зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть.
В соответствии со статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время, судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Судно предоставляется фрахтователю на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу.
В связи с этим суд признал, что указание в договорах, заключенных с компаниями "Волготанкер Марин Сервисиз А/С" и "Sampratrans Shipping LTD", на цель тайм-чартера - выполнение рейсов для перевозки грузов, соответствует статье 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 118 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов.
При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора.
Основная обязанность фрахтователя - уплата фрахта на условиях и в порядке, обусловленном в соглашении, также отражена в представленных в дело договорах.
Наряду с арендной платой, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации выделяет обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна (статья 204): фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы. Все указанные расходы также предусмотрены исследованными в ходе налоговой проверки тайм-чартерами.
Судовладелец от своего имени отфрахтовывает судно на срок другому лицу - фрахтователю. Последний фрахтует его на определенный срок для осуществления целей торгового мореплавания. Зафрахтованные на время суда могут использоваться для перевозки грузов. Фрахтователь может использовать зафрахтованное на время судно для перевозки грузов третьих лиц. При этом он заключает договор морской перевозки груза не от имени первоначального судовладельца, а от своего имени, выступая по отношению к третьим лицам-грузовладельцам в качестве перевозчика. Договор морской перевозки груза оформляется в этом случае с помощью чартера на рейс, букин-нота, коносамента, морской накладной, других перевозочных документов. Подписывая такие документы, фрахтователь принимает на себя ответственность перевозчика.
В отличие от чартера коносамент и иные перевозочные документы в большинстве случаев подписываются не самим перевозчиком, а капитаном судна. Поэтому при их подписании последний действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, то есть перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.
По условиям представленных договоров следует, что ОАО "ВНП "Волготанкер" предоставляет компании "Волготанкер Марин Сервисиз А/С" суда на выполнение рейсов для перевозки нефти и нефтепродуктов (без указания вместимости для конкретной партии).
Поскольку договорами предусмотрено предоставление судов, а не вместимости, то представленные договоры являются договорами фрахтования судна на время (тайм-чартер), то есть договорами аренды и не являются договорами перевозки.
Поэтому, как установлено судом, рассмотренные контракты не отвечают условиям, предусмотренным статьями 67 и 68 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации: в чартерах отсутствует обязательная для договора перевозки сторона - перевозчик; название договоров и их содержание не свидетельствуют о том, что ОАО "ВНП "Волготанкер" выполняет функции перевозчика; компания "Волготанкер Марин Сервисиз А/С" не является грузовладельцем.
Согласно статье 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными главой X указанного Кодекса правилами на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором, принимающим судно в аренду.
Пунктом 1 статьи 68 Кодекса внутреннего-водного транспорта Российской Федерации установлено, что по договору об организации перевозок груза перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Аналогичные положения содержатся в статье 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии с которой, по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передан или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
При этом договор морской перевозки, предполагающий транспортировку принятого или подлежащего принятию груза, может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) либо без такого условия.
Перевозчиком, согласно пункту 3 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.
В обязанности перевозчика согласно Главе VIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации входит: заблаговременное, до начала рейса, приведение судна в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза (статья 124); подача судна в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера; подача судна в обусловленный в чартере срок; выдача отправителю коносамента либо морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа после приема груза для перевозки по требованию отправителя; с момента, принятия груза для перевозки до момента его выдачи обязан надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его; доставка груза в срок, и маршрутом, которые устанавливаются соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычным маршрутом.
За выполнение обязанностей перевозчику уплачиваются отправителем или фрахтователем соответствующие платежи (фрахт), размер которых устанавливается соглашением сторон.
Кроме того, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает также, что, в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки, размер фрахта увеличивается.
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза до момента его выдачи.
Представленные налогоплательщиком документы свидетельствуют о наличии фактического перевозчика в лице иностранной компании "Волготанкер Марин Сервисиз А/С", которой ОАО "ВНП "Волготанкер" оказало непосрественно услуги по предоставлению своих судов, как судовладелец по договорам аренды.
Договоры, представленные ОАО "ВНП "Волготанкер", не содержат вышеназванных существенных условий договора перевозки груза, необходимых и обязательных для договоров перевозки, поэтому отсутствуют доказательства, свидетельствующие об оказании ОАО "ВНП "Волготанкер" услуг по транспортировке (перевозке).
С учетом изложенного, суд признал обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что представленные договоры являются договорами аренды и не являются договорами перевозки.
Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 настоящего Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 148 Налогового кодекса в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 статьи 148 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
При этом положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Таким образом, работы (услуги), подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов должны соответствовать следующим критериям: быть выполнены (оказаны) российскими перевозчиками; в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, либо товаров, выпущенных на территории Российской федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения; свидетельствовать о фактическом выполнении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке указанных выше товаров.
Иные работы (услуги), не указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса и не отвечающие приведенным выше критериям, не могут облагаться по налоговой ставке 0 процентов, и соответственно к ним применяется ставка 20 процентов, действующая в проверяемый период.
Поскольку подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусматривает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов только при соблюдении указанных критериев, то налогоплательщик, применяющий налоговую ставку 0 процентов, обязан представить доказательства правомерности ее применения, в том числе доказательства о выполнении налогоплательщиком работ (оказания услуг), связанных с транспортировкой экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров.
Услуги по сдаче в аренду имущества отсутствуют в установленном пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса перечне услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
Таким образом, услуги, оказываемые ОАО "ВНП "Волготанкер" по сдаче судов в аренду подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации независимо от того, что данные транспортные средства используются арендатором при осуществлении перевозок экспортируемых грузов.
В силу положений статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в целях подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС при экспортных операциях налогоплательщик обязан представить доказательства поступления валютной выручки именно за оказанные услуги по транспортировке груза, тогда как в настоящем случае имело место поступление валютной выручки в качестве арендных платежей (фрахта).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287 (подпункт 1 пункта 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-19253/04-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2005 г. N А55-19253/04-34
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2006 г. N 2316/06 настоящее Постановление оставлено без изменения
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании