Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 31 марта 2006 г. N А55-9270/05-31
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, г.Тольятти,
на решение от 17.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9270/05-31,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пассаж Ник Юм", г.Тольятти о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, г.Тольятти,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пассаж Ник ЮМ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области N 19-28/59 от 25.05.05 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 17.08.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Пассаж Ник ЮМ" по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. По результатам проверки составлен акт N 19-29/52 от 25.04.2005 и принято решение N 19-28/59 от 25.05.2005.
Данным решением ООО "Пассаж Ник ЮМ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 50995 руб. штрафа. Обществу также предложено уплатить 254977 руб. налога и 319817 руб. пени.
Поводом к вынесению указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что общество не уплачивало налог на добавленную стоимость в период с 01.04.02 по 31.03.03. Данный вывод основывался на следующем. ООО "Пассаж Ник ЮМ" в силу статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации на указанный период получило освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. С декабря 2002 года заявитель начал применять упрощенную систему налогообложения. Данное обстоятельство, по мнению инспекции, не означает, что организация утратила права пользования освобождением от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и, соответственно, было обязано представлять документы в обоснование данной льготы. Поскольку в нарушение пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не представлены документы указанные в пункте 4 той же статьи подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации услуг за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей, сумма налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Эти доводы приведены и в кассационной жалобе, между тем им судами дана надлежащая правовая оценка и они правомерно признаны не основанными на законе.
При этом судами установлено, что в марте 2002 года ООО "Пассаж Ник ЮМ" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 2 по Самарской области с заявлением об освобождении организации от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
26 апреля 2002 года ответчиком было принято решение N 78 (л.д.114) об освобождении предприятия от исполнения обязанностей налогоплательщика, cвязанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость за период с 01.04.02 по 31.03.03.
15 ноября 2002 года заявитель обратился к ответчику с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д.36).
Уведомлением от 23 декабря 2002 года (л.д.37) ответчик сообщил заявителю о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации - организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации - организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20 числа последующего месяца представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей, а также уведомление о продлении права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Согласно пункту 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Однако как правильно указали суды, в рассматриваемом случае пункт 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению, так как на момент перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения не истекли 12 месяцев с момента освобождения его исполнения обязанностей налогоплательщика и обязанность по представлению документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, у него не возникла.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена аналогичная обязанность налогоплательщика при переходе на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем предусмотренных законом оснований для восстановления суммы налога на добавленную стоимость в бюджет и взыскания налоговых санкции и пени за его неуплату не имелось.
Аналогичные разъяснения изложены в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24 марта 2003 года N ВГ-6-03/337. "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при их переходе на упрощенную систему налогообложения".
Судами установлено, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ООО "Пассаж Ник ЮМ" без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании представленных сторонами доказательств. Установленным фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 17.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9270/05-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2006 г. N А55-9270/05-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании