Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 апреля 2006 г. N А72-6946/05-7/554
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г.Ульяновск,
на решение от 07.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6946/05-7/554,
по заявлению открытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "БИН" в лице филиала "БИН-Ульяновск", г.Ульяновск о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г.Ульяновск от 23.06.2005 N 411ДСП,
установил:
Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "БИН" в лице филиала "БИН-Ульяновск" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - инспекция) от 23.06.2005 N 411ДСП о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено, что решением инспекции от 10.03.2005 N 333 в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановлены в филиале "БИН-Ульяновск" АКБ "БИН" все расходные операции по расчетному счету N 40702810200000000735 ОАО "Ульяновский механический завод". Данное решение получено 10.03.2005 филиалом "БИН-Ульяновск" АКБ "БИН".
При этом ОАО "Ульяновский механический завод" 23.03.2005 в Самарском филиале АКБ "БИН" был открыт расчетный счет N 40702810416000000065, по которому в период с 23.03.2005 по 29.03.2005 были произведены расходные операции на сумму 40551105 рублей, в том числе перечисление налоговых платежей в бюджет в сумме 14624776 рублей 16 копеек, перечисление средств иным лицам в размере 6376328 рублей 84 копеек, тогда как задолженность по уплате налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 17.05.2005 составляла 329827945 рублей 43 копеек.
Инспекцией принято решение от 23.06.2005 N 411ДСП о привлечении к налоговой ответственности АКБ "БИН" в виде штрафа в сумме 10000 рублей по пункту 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации за открытие счета в Самарском филиале банка при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам; в виде штрафа в размере 1275265 рублей 77 копеек по статье 134 Налогового кодекса Российской Федерации за исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление денежных средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора.
Принимая решение и постановление об удовлетворении заявленного требования, суд первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Самарский филиал "БИН-Самара" АКБ "БИН" является обособленным структурным подразделением банка и не имеет доступа к информации о счетах, открытых в других подразделениях банка, а также не имел сведений о задолженности ОАО "Ульяновский механический завод". Поэтому его действия по проведению операций по счету ОАО "Ульяновский механический завод" соответствуют положениям статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности банков выполнять распоряжение клиента.
Согласно пункту 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
Исходя из определения данного в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации банк - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального Закона от 02.12.1990 N 395-1 (редакции от 21.07.2005) "О банках и банковской деятельности" филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных кредитной организацией.
Из положения о филиале "БИН-Ульяновск" АКБ "БИН" не следует обязанности филиала банка информировать юридическое лицо - банк, а также иные филиалы кредитной организации о решениях принимаемых налоговым органом в ходе контрольных налоговых мероприятий. Такая обязанность отсутствует также в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, и не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации прямо установлена обязанность налогового органа направить в банк, то есть юридическому лицу, несущему ответственность по обязательствам филиала, о принятом в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решении.
Доказательств вручения решения 10.03.2005 N 333 юридическому лицу - АКБ "БИН" инспекцией не представлено.
Согласно положениям статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме того, при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьями 132 и 134 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает наличие у кредитной организации решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
В связи с тем, что инспекцией при принятии решения 10.03.2005 N 333 не был соблюден пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, и АКБ "БИН", ни тем более Самарский филиал "БИН-Самара" не были извещены о наличии в отношении ОАО "Ульяновский механический завод" решения о приостановлении операций по счету, судами обеих инстанций обоснованно сделан вывод об отсутствии вины в действиях банка.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения АКБ "БИН" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 и статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение от 07.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6946/05-7/554 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2006 г. N А72-6946/05-7/554
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании