Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 апреля 2007 г. N А65-25417/2006
(извлечение)
Дата объявления резолютивной части постановления 11 апреля 2007 года,
Дата изготовления постановления в полном объеме 18 апреля 2007 года,
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г.Казань,
на решение от 14.12.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 09.02.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-25417/2006,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г.Казань, о признании недействительным постановления от 27.10.2006 Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань, в судебном заседании 04.04.2007 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9.20 часов 11.04.2007. После перерыва в заседание явился представитель жилищной инспекции,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г.Казань, (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 27.10.2006 Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань, (далее - инспекция).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ссылаясь на несоответствие принятых судебных актов законодательству по причине нарушения административным органом установленного порядка применения административного взыскания, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и выступлениях представителей сторон, присутствовавших в заседании, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с одновременным принятием нового решения об удовлетворении заявления общества по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.10.2006 инспекцией проведена проверка многоквартирного жилого дома N 29 по улице Амирхана в г.Казани, находящегося на содержании общества.
Результаты проверки послужили основанием для вынесения на основании протокола об административном правонарушении от 25.10.2006 N ЦО-1799/06Ж постановления от 27.10.2006 N П-ЦО-1799/06Ж о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде взыскания штрафа в сумме 40000 рублей.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения, обществу вменено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), выразившихся в неисправности системы отопления в квартире N 3 (пункт 5.2.1 ПиН), нарушении температурно-влажностного режима подвала (пункт 3.4.2 ПиН), подтоплении подвала из-за неисправности инженерного оборудования (пункт 4.1.1 ПиН), наличии конденсата на поверхности трубопровода, водопровода и канализации (пункт 5.8.3 ПиН).
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, в частности, на необоснованное признание его субъектом административного правонарушения и составление протокола об административном правонарушении без участия его законного представителя, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды исходили из того, что общество является лицом, ответственным за содержание названного жилого дома, протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя общества - ведущего инженера отдела технического контроля.
Вывод суда в части составления протокола об административном правонарушении с участием законного представителя общества является незаконным, служащим основанием для отмены постановления инспекции.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя. Рассмотрение же дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в силу части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть произведено как при участии его законного представителя, так и при участии его защитника.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества, поскольку ведущий инженер отдела технического контроля Январева Р.Р., действующая на основании доверенности от 18.10.2006 N 185, в соответствии с наделенными полномочиями была вправе только участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве представителя. Доказательств надлежащего уведомления общества о времени и месте составления протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, инспекцией не представлены. Факсограмму инспекции от 24.10.2006 N 1636 таковой признать нельзя, поскольку указанным извещением обществу предлагалось обеспечить участие представителя общества (законного или иного уполномоченного) при проведении проверки выполнения предписания N КЗ-0108 от 19.10.2006, а не с целью составления протокола.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, производство по делу об административных правонарушениях прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 14.12.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 09.02.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 по делу N А65-25417/2006 отменить, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г.Казань, удовлетворить.
Постановление от 27.10.2006 N П-ЦО-1799/06Ж Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", г.Казань, к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде взыскания штрафа в сумме 40000 рублей признать незаконным и отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2007 г. N А65-25417/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании