Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 апреля 2007 г. N А55-12185/06-3
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2006, на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006, по делу N А55-12185/06-3,
по заявлению Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области, город Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, третьи лица - Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Отрадненского отделения N 7802, город Отрадный Самарской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, город Самара; Администрация городского округа Отрадный, город Отрадный Самарской области, о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
установил:
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 решение суда первой инстанции от 08.11.2006 оставлено без изменения.
Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.
Как усматривается из материалов дела, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице его Территориального управления по Самарской области приняло решение от 30.11.2005 N 265 о предоставлении земельного участка в собственность АК СБ РФ путем приватизации. Вторым пунктом данного решения Российскому фонду федерального имущества было поручено заключить договор купли-продажи земельного участка.
На основании вышеуказанного решения Российский фонд федерального имущества, в лице его Самарского регионального отделения (в настоящее время отделение преобразовано в филиал), заключил 03.03.2006 договор N 34/43з-115-05-265/137 купли-продажи земельного участка с АК СБ РФ.
Денежные средства в сумме 352655 рублей АК СБ РФ были полностью уплачены, земельный участок передан покупателю - АК СБ РФ, после чего стороны договора обратились в Управление ФРС в Самарской области за регистрацией перехода права собственности и права собственности на земельный участок.
Сообщением от 26.06.2006 N 06/008/2006-113 Управление ФРС в Самарской области отказало в регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок на основании абзацев 4, 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Заявитель, не согласившись с сообщением об отказе в регистрации, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции и апелляционного суда правомерными по следующим основаниям.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на этот земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией на основании Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Материалами дела подтверждено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленного" законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Российский фонд федерального имущества в лице филиала для государственной регистрации перехода права собственности и прав собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 2810,00 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, город Отрадный, улица Первомайская, 30-А, в Управление ФРС в Самарской области представил с документами, необходимыми для регистрации перехода права собственности, также свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок серия 63-АА N 229142 от 25.07.2001 (л.д.55). Согласно указанному свидетельству субъектом права собственности является Российская Федерация.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Указанная норма в полной мере распространяется на любое имущество, в том числе и земельные участки.
Следовательно, государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретный субъект права - Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации. Указание в свидетельстве о государственной регистрации права на указанный земельный участок серия 63-АА N 229142 от 25.07.2001 в качестве субъекта права государственной собственности Российской Федерации является доказательством наличия федеральной собственности на данный земельный участок.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, итогом процесса разграничения государственной собственности на землю является государственная регистрация права собственности на земельные участки.
В связи с тем, что спорный земельный участок уже прошел государственную регистрацию, разграничение и повторная регистрация участка за тем же либо другим собственником не требуется.
Кроме того, государственная регистрация была произведена до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 21.10.2001 и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (вступил в силу 21.01.2002).
Таким образом, до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами, у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок.
Согласно статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
На основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, зарегистрированное государственным регистратором право на спорный земельный участок, вне зависимости от оснований государственной регистрации, является основанием правообладателя для управления и распоряжения этим земельным участком в полном объеме, предусмотренном Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации.
Судебными инстанциями было установлено, что зарегистрированное Самарской областной регистрационной палатой 25.07.2001 право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не было оспорено.
Следовательно, на момент заключения договора купли-продажи от 03.03.2006 N 34/43з-115-05-265/137 Российская Федерация являлась собственником спорного земельного участка.
На основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004 N 691, закреплено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Таким образом, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области.
В соответствии с пунктом 5.37 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подпунктами 1 и 21 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федеральной агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральным законами.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что договор купли-продажи от 03.03.2006 г. N 34/43з-115-05-265/137 находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность АК СБ РФ, от имени Российской Федерации заключен уполномоченным органом.
В оспариваемом решении регистрирующий орган указал на наличие договора аренды данного земельного участка, как на основание для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на данный земельный участок.
Однако, как правомерно указано судебными инстанциями, наличие договора аренды не препятствует собственнику в осуществлении его права на распоряжение имуществом, установленное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Переход права собственности на данный земельный участок к лицу, которое ранее арендовало данный земельный участок, является основанием для прекращения договора аренды, что возможно произвести одновременно с регистрацией перехода права собственности и права собственности на данный земельный участок по сделке купли продажи. Наличие договора аренды на продаваемый земельный участок не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на данный земельный участок.
Следовательно, регистрирующий орган необоснованно отказал Российскому фонду федерального имущества в лице филиала в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности АК СБ РФ на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 2810 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, город Отрадный, улица Первомайская, дом 30 "А", с кадастровым номером 63:06:03 02 007:0007.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Однако ГУ ФРС в Самарской области не доказало обстоятельства, на которые ссылается в кассационной жалобе.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 08.11.2006 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 по делу N А55-12185/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2007 г. N А55-12185/06-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании