Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 мая 2007 г. N А65-24003/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан, город Казань,
на решение Арбитражного суда республики Татарстан от 07.12.06 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.07 по делу N А65-240031/06,
по иску открытого акционерного общества "Татэлектромонтаж", город Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан, город Казань, о признании недействительным решения, выраженного в письме от 05.10.2006 N 11-01/19407 об отказе произвести зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченного дополнительного платежа по налогу на прибыль,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Татэлектромонтаж" обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан с заявлением о признании недействительным решения, выраженного в письме от 05.10.06 за N 11-01/19407. об отказе произвести зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченного дополнительного платежа по налогу на прибыль.
Решением от 07.12.06 г. суд заявление удовлетворил. Признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан, выраженное в письме N 10-01 от 05.10.06 г. в части отказа в зачете переплаты 11459049 руб. 81 коп. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, незаконным. Обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Татэлектромонтаж", находящегося по адресу: г.Казань, ул.Амирхана, д.21, зарегистрированного за ОГРН 1021603142208.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.07 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить, как несоответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив в соответствии со ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, решением ответчика N 17 от 27.11.01 заявителю предоставлено право на реструктуризацию задолженности: по федеральным налогам и сборам на сумму 13021800. рублей путем поэтапного погашения в течение 6-ти лет, по пеням и штрафам на сумму 23360700.рублей путем поэтапного погашения в течение 4-х лет.
Во исполнение решения N 17 от 27.11.01 г. заявитель в 2005 году до наступления установленного графиком рестуруктуризации срока полностью погасил задолженность по налогам и сборам.
Задолженность по пеням и штрафам в сумме 1145904 руб. заявитель оплатил после погашения задолженности по налогам и сборам платежными поручениями N 662-669 от 10.07.06 г., тогда как указанные платежи, по мнению заявителя, подлежали полному списанию.
02.10.06 г. заявитель обратился к ответчику с просьбой произвести зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченной задолженности по пеням в сумме 1145904 руб.
05.10.06 г. ответчик письмом N 11-01/19407 отказал заявителю в произведении зачета указав, что переплата отсутствует, сославшись на положения п.16 Правил (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002), что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам, в порядке п..18б Правил денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пп."б" п.18 вышеназванных Правил
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что налоговым органом не учтены положения п.17 указанных Правил, согласно которого при выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам, что предусмотрено также абз.4 п.5 Порядка реструктуризации задолженности.
Доводы ответчика, что уплаченные 10.07.06 г. денежные средства по платежным поручениям N 662-669 являются досрочным погашением задолженности по дополнительным платежам и подтверждается назначением платежей, указанным заявителем в платежных поручениях, не приняты судом, поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.05 г. по делу N А65-29163/04-Са2-9, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.05 г. признано незаконным решение ответчика об исключении дополнительных платежей в сумме 1156199 руб. и графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включения в состав задолженности по налоговым платежам с 01.03.03 г. Данные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Из п.1 Порядка проведения реструктуризации, следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной задолженностью, или это задолженность по пеням и штрафам.
Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Судом установлено, что Обществом выполнены условия проведения реструктуризации налогоплательщиком задолженности по налогам и сборам и доказан факт уплаты сумм задолженностей перед различными бюджетами по налогам и сборам в течение 4-х лет после принятия решения N 17 от 27.11.01 о реструктуризации, которым заявителю предоставлено право реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 13021800 рублей, по пеням и штрафам в сумме 23360700 рублей, согласно графику погашения задолженности, содержащемся в указанном решении.
Из состоявшихся судебных актов следует, что задолженность по дополнительным платежам в сумме 1156199 рублей по налогу на прибыль включена в график погашения задолженности по пеням.
Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен.
Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании.
При этом сроки, предусмотренные статьей 48 Кодекса, на дополнительные платежи не распространяются.
Исходя из чего, отнесение дополнительных платежей к сумме основной задолженности признано судом неправомерным.
При включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность, на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов. Таким образом, включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка рефинансирования, задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком. Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.06 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.07 г. по делу N А65-24003/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2007 г. N А65-24003/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании