Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 мая 2007 г. N А57-570/06-5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Швейная фабрика N 2",
на решение от 20.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2007 по делу N А57-570/06-5 Арбитражного суда Саратовской области,
по заявлению открытого акционерного общества "Швейная фабрика N 2" к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саратова о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "Швейная фабрика N 2" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании бездействия ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Саратова по списанию задолженности по пеням и штрафам незаконным.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2006 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2007 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Швейная фабрика N 2" просит принятые по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением ИМНС России по Октябрьскому району г.Саратова N 28 от 05.12.2001 г. ОАО "Швейная фабрика N 2" было доставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней в соответствии с графиками погашения задолженности на условиях и в порядке, установленным Постановлением жительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения структуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", Постановлением Правительства от 31.12.1999 г. N 1462 и Постановлением Правительства РФ от 23.05.2001 г. N 410 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002, а также Распоряжения Правительства Саратовской области от 23.12.1999 г. N 583-Пр "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом", распоряжением Правительства Саратовской области от 15.08.2001 г. N 209-1р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Саратовской области", соответствующего Постановления Администрации г.Саратова от 28.12.1999 г. N 40-387 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом", Решения Саратовской городской Думы от 27.09.2001 г. N 13-99 "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом города".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Правительства Саратовской области от 15.08.2001 г. N 209-Пр
ОАО "Швейная фабрика N 2" ввиду погашения задолженности перед региональным и местным бюджетом в соответствии с графиками обратилось в ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Саратова с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам перед региональным и местным бюджетом.
При этом общество ссылалось на Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002, в котором установлено, что при полном погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4-х лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в областной и городской бюджеты в течение этого времени, производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Инспекцией решения о списании задолженности по пеням и штрафам не было принято, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что общество просило списать задолженность по пеням и штрафам перед региональным и местным бюджетами в порядке, установленным постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 г. "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" не учитывая, что данным постановлением регулируется проведение реструктуризации и списание пени и штрафов только перед федеральным бюджетом.
Порядок проведения реструктуризации и списания задолженности по пеням и штрафам перед региональным и местным бюджетами регулируется Распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 г. N 583-Пр "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом", и постановлением Правительства Саратовской области от 28.10.2002 г. N 95-П "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом были приняты в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 г. N 583-Пр", Распоряжением Правительства Саратовской области от 15.08.2001 г. N 209-Пр "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Саратовской области от 23.12.1999 г. N 583-Пр", соответствующим постановлением Администрации г.Саратова от 28.12.1999 г. N 40-387 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом", Решением Саратовской городской Думы от 27.09.2001 г. N 13-99 "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом города", Постановлением мэра г.Саратова от 23.07.2004 г. N 392 "О списании сумм задолженности перед бюджетом города".
Данными нормативными актами установлен иной порядок списания задолженности по пеням и штрафам перед региональным и местным бюджетами, а именно, списание задолженности по пеням и штрафам перед региональным и местным бюджетами производится при погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение 2-х лет и полном и своевременном внесении текущих платежей в областной бюджет в течение 2-х лет после принятия решения о реструктуризации.
По мнению судов, поскольку половина реструктуризируемой задолженности перед региональным и местным бюджетами в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации погашена не была, фабрика утратила право на списание задолженности по пеням и штрафам перед региональным и местными бюджетами. Между тем, пунктом 3 решения от 05.01.2001 г. N 28 определено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам при нарушении графика погашения задолженности. Однако решения о прекращении реструктуризации инспекцией не принималось и общество продолжало осуществлять платежи в порядке, определенном решением о реструктуризации задолженности. Следовательно, по этим основаниям отказ в списании задолженности по пеням и штрафам незаконен.
Не может судебная коллегия согласиться и с утверждениями судов о недопустимости применения к спорным правоотношениям постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 г. "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
В п.5 данного постановления указано: "Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим постановлением".
Условия, сроки и порядок проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам, установленные как федеральным законодательством, так и законодательством Саратовской области и города Саратова, совпадают. Основное различие между ними заключается в предоставлении налогоплательщику региональным и местным законодательством льгот по списанию кредиторской задолженности по пеням и штрафам только по истечении 2-х летнего срока при погашении половины задолженности, в то время как федеральным законодательством указанные льготы предоставляются как по истечении 2-х летнего, так и 4-х летнего срока со дня принятия решения о проведении реструктуризации.
Таким образом, региональным и местным законодательством вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам при полном и надлежащем исполнении налогоплательщиком решения о реструктуризации оказался не урегулированным. Поскольку основы проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам в том числе вопрос о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам были урегулированы Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 года N 36-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" от 03.09.1999 года N 1002 указанное постановление подлежало применению при разрешении данного спора.
Следовательно, в соответствии с п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 года N 1002, ОАО "Швейная фабрика N 2" имело право на полное списание задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сборам.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а заявление удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 20.11.2006 г. и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2007 г. арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-570/06-5 отменить. Заявление ОАО "Швейная фабрика N 2" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Саратова по списанию кредиторской задолженности по пеням и штрафам открытого акционерного общества "Швейная фабрика N 2.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Саратова произвести списание задолженности открытого акционерного общества "Швейная фабрика N 2" по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам в сумме 268491,86 руб. и по местным налогам и сборам в сумме 185523,39 руб.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Саратова району в доход Федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2007 г. N А57-570/06-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании