Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 августа 2006 г. N А55-36542/05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области,
на решение от 03.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу А55-36542/05,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лада-Траст Холдинг", город Тольятти к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области о признании недействительным постановления налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лада-Траст Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения N 11-21/167 от 22.11.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области.
Решением от 03.02.2006 суд заявление удовлетворил. Признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области N 11-21/167 от 22.11.2005 "О привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2006 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить, как несоответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, фондом социального страхования Российской Федерации в 2003 году была проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Лада-Траст Холдинг" по вопросу правильности расходования средств на цели государственного социального страхования за 2002 год. Решением N 96 от 17.09.2003 ФСС на цели государственного социального страхования не приняты расходы организации за июль 2002 года на сумму 10800 рублей, которая была выплачена работнику организации, как компенсация стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Данная сумма расходов организацией отнесена на сч.91.1 "Прочие расходы", то есть уплачена за счет средств оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Решением инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11-21/167 от 22.11.2005 "О привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, общество с ограниченной ответственностью "Лада-Траст Холдинг" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за не перечисление или неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 280,80 рублей.
В оспариваемом решении инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации ссылается на то, что в ходе проверки налогоплательщика выявлены неуплаченные суммы налога на доходы физических лиц с сумм компенсации путевки в санаторно-курортное и оздоровительное учреждение, выданной сотруднику организации.
Привлечение заявителя к налоговой ответственности инспекция Федеральной налоговой службы в оспариваемом решении мотивирует тем, что организация применяла упрощенную систему налогообложения, то есть не являлась плательщиком налога на прибыль, следовательно, суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторий-профилакторий и детские оздоровительные лагеря, предоставленных работникам и их детям, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. В связи с этим, налоговый орган считает указанную сумму личным доходом работника, подлежащим включению в совокупный налогооблагаемый доход.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из того, что инспекция Федеральной налоговой службы не представила суду доказательств, опровергающих довод заявителя о том, что в 2002 году организация являлось плательщиком налога на прибыль и лишь в 2003 году применяло упрощенную систему налогообложения. Сумма 10800 рублей, выплаченная работнику, как компенсация стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения относится к периоду 2002 года, когда организация являлось плательщиком налога на прибыль, а значит, на данный расход распространяются нормы статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим сотрудникам и членам их семей, не работающим в данной организации, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16-ти лет, находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые: за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, данный расход не уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль 2002 года, то есть данный расход осуществлен за счет средств работодателя, оставшихся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль, а значит не влечет включения данной суммы в налогооблагаемый базу по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит запретов для налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения применять льготы, установленные для плательщиков налога на прибыль, что в противном случае нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 26.04.2005 N 14324/04.
Единый налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, заменяет собой уплату ряда налогов, в том числе и налога на прибыль организаций (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому в случае оплаты работникам путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения за счет чистого дохода, оставшегося в распоряжении предприятия после уплаты единого налога, налогоплательщики в соответствии с пунктом 9 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не обязаны исчислять и удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ со стоимости путевок. Применение упрощенной системы налогообложения не лишает налогоплательщика права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога.
Исходя из чего, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение инспекции Федеральной налоговой службы не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 03.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-36542/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.9 ст.217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим сотрудникам и членам их семей, не работающим в данном организации, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории РФ, выплачиваемые за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль.
Организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ в связи с невыполнением обязанностей налогового агента.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, не удержала НДФЛ с сумм компенсации своим работникам стоимости путевок в оздоровительные учреждения.
По мнению налогового органа, льгота, предусмотренная п.9 ст.217 НК РФ, может применяться только организациями, являющимися плательщиками налога на прибыль.
Суд, рассмотрев дело, не усмотрел в действиях организации состава налогового правонарушения.
Как пояснил суд, законодательство о налогах и сборах не содержит запретов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения использовать льготы, установленные для плательщиков налога на прибыль, что в противном случае нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения не лишает налогоплательщика права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога.
На основании изложенного, суд признал недействительным решение налогового органа. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2006 г. N А55-36542/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании