Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 августа 2006 г. N А72-14288/05-13/361
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска,
на решение от 13.02.2006 г. и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2006 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14288/05-13/361,
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Левобережное", город Ульяновск к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска, третье лицо - Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) города Ульяновска о признании незаконным решения налогового органа,
установил:
Товарищество собственников жилья "Левобережное" обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска о признании незаконным решения N 16-11.1-13/117ДСП от 07.09.2005 г.
Решением от 13.02.2006 г. суд заявленные требования удовлетворил.
Признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.09.2005 г. N 16-11.1-13/117ДСП.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2006 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить, как несоответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации города Ульяновска была произведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Левобережное" по вопросам соблюдения налогового законодательства по исчислению и перечислению земельного налога за период с 26.11.2002 г. по 31.12.2004 г.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом был составлен акт от 18.08.2005 г. N 133ДСП и вынесено решение от 07.09.2005 г. N 16-11.1-13/117ДСП, которым налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 27025 рублей 75 копеек, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3956 рублей 67 копеек всего штрафных санкций в сумме 30982 рублей 42 копеек. Кроме того, ТСЖ "Левобережное" был дополнительно начислен земельный налог в сумме 19783 рублей 34 копеек, пени в сумме 1276 рублей 89 копеек.
Основанием для принятия решения явилось то обстоятельство, что ТСЖ "Левобережное" не начисляло и не уплачивало налог на землю, не представляло декларации по налогу на землю, являясь фактическим землепользователем, не заключило с Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству города Ульяновска договор аренды на земельные участки, на которых расположены жилые дома.
Заявитель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в судебном порядке.
Судом установлено, что 26.11.2002 г. в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано товарищество собственников жилья "Левобережное". В его состав вошли владельцы жилых помещений в домах по адресам город Ульяновск, проспект Авиастроителей дом 10, бульвар Киевский дома 15, 17 и 19.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из того, что согласно пункта 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Нормами статей 1, 6, 9, 11 Федерального закона от 15.06.1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действовавшего в проверяемый период) товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Собственниками помещений в кондоминиуме (домовладельцами) могут быть любые физические или юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Общее имущество в кондоминиуме, в том числе прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, находится в общей долевой собственности домовладельцев. Домовладельцы владеют, пользуются и в установленных указанным Федеральным законом пределах распоряжаются общим имуществом в кондоминиуме.
В существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
В соответствии со статьей 201 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По мнению суда, ТСЖ "Левобережное", как юридическое лицо, не является собственником, владельцем либо пользователем как отдельных жилых помещений, так и общего имущества кондоминиума. Товарищество также не содержит дома на своем балансе, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Следовательно, товарищество не может являться собственником, пользователем или владельцем земельного участка.
Судом принято во внимание, что комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) города Ульяновска было отказано товариществу в предоставлении земельного участка на правах аренды.
Как установлено судом, помимо квартир, принадлежащих физическим лицам - членам товарищества, в домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц. Так 175 квартир принадлежат управлению контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны Российской Федерации, 14 квартир являются муниципальной собственностью города Ульяновска.
Часть граждан - собственников жилых помещений имеет льготу по уплате земельного налога.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 17-38-1 "О плате за землю", за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения, таким образом, налог должен был быть начислен каждому из вышеперечисленных юридических и физических лиц в установленном законом порядке.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1
Не может быть признан обоснованным также и расчет земельного налога. Постановлениями мэра города Ульяновска от 02.04.2002 г. N 481, от 26.06.2003 г. N 1260 застройщику - "Заводу КПД-2" предоставлены в аренду земельные участки на период строительства. По проспекту Авиастроителей, строительный квартал N 18, общая площадь участка составила 16937,2 кв.м, в том числе 13900 кв.м под строительство дома, 3037,2 кв.м для организации строительной площадки, по бульвару Киевскому в 15 квартале общая площадь участка составила 17270,4 кв.м, в том числе 12140 кв.м под строительство дома, 5130,4 кв.м для организации строительной площадки.
Налоговым органом учтена при исчислении налога общая площадь переданных под застройку участков.
На момент проведения выездной налоговой проверки строительство жилых домов было завершено, дома сданы в эксплуатацию, договора аренды расторгнуты. Границы и размер земельного участка, предназначенных для эксплуатации жилых домов, на момент вынесения решения налогового органа не определены.
По мнению суда, налоговым органом неверно определена налоговая база для исчисления земельного налога, что также является основанием для признания решения инспекции недействительным.
Исходя из вышеизложенного, товарищество собственников жилья не может быть признано плательщиком земельного налога, следовательно, налог в сумме 19783 рублей 34 копеек, соответствующие ему пени в сумме 1276 рублей 89 копеек, и штраф по пункту 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 30982 рублей 42 копеек начислены налоговым органом не правомерно.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела.
Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 13.02.2006 г. и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2006 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14288/05-13/361 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения.
Товарищество собственников жилья оспорило решение налогового органа о доначислении земельного налога.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что ТСЖ, являясь фактическим землепользователем, не начисляло и не уплачивало земельный налог, не представляло декларации, не заключило договор аренды на земельные участки, на которых расположены жилые дома.
Суд, рассмотрев дело, не усмотрел в действиях ТСЖ нарушений законодательства.
Как пояснил суд, ТСЖ, как юридическое лицо, не является собственником, владельцем либо пользователем, как отдельных жилых помещений, так и общего имущества кондоминиума.
ТСЖ также не содержит дома на своем балансе, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.
Следовательно, ТСЖ не может являться собственником, пользователем или владельцем земельного участка, а соответственно и плательщиком земельного налога.
На основании изложенного, суд признал решение налогового органа недействительным. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2006 г. N А72-14288/05-13/361
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании