Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 29 июня 2006 г. N А55-23144/2005-30
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Самарскому району г.Самары,
на решение от 14.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.06 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23144/2005-30,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Самарскому району г.Самары о взыскании с Товарищества собственников жилья "Кедр" налоговых санкций в сумме 22537 руб. на основании решения N 11-09/215/01-92/4864 от 31.03.05,
установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.03.06, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы ТСЖ "Кедр" в соответствии с Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) является плательщиком земельного налога с месяца, следующего за месяцем предоставления ему земельного участка, а также обязано рассчитывать налог на землю по каждому земельному участку и предоставлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Кедр" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет платы за землю за период с 01.01.02 по 31.12.04, в ходе которой установлено, что ТСЖ "Кедр" на основании постановления главы г.Самары N 974 от 30.12.99 были предоставлены земельные участки в Самарском районе г.Самары, расположенные по ул.Ст.Разина, 101 и установлена площадь земельного участка - 1889,30 кв.м; на основании Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 27.12.02, постановления главы г.Самары N 1250 от 30.12.02 была введена в эксплуатацию первая очередь жилого дома со встроенными нежилыми помещениями - подземными автомобильными стоянками по ул.Алексея Толстого/ул.Льва Толстого, 139/3 и осуществлена постановка на баланс ТСЖ "Кедр".
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение N 11-09/215/01-92/4864 от 31.03.05 (л.д.19-24) о привлечении Товарищества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на землю в виде взыскания штрафа в сумме 3394 руб., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций в виде взыскания штрафа в сумме 19143 руб.
Налоговый орган обосновал свое решение тем, что ТСЖ "Кедр" является плательщиком земельного налога с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка, а именно с января 2000 года по жилому дому, расположенному по ул.Степана Разина, 101, и с января 2003 года по первой очереди жилого дома по ул.Алексея Толстого/ул.Льва Толстого, 139/3.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Товарищества указанных налоговых санкций.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований взимания с ТСЖ "Кедр" земельного налога, а также взыскания санкций за его неуплату и непредставление налоговых деклараций по земельному налогу.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (статья 15 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Общее имущество - части комплекса недвижимого имущества, предназначенные для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанные с ними назначением и следующие их судьбе; находятся в общей долевой собственности собственников помещений (домовладельцев).
В статье 11 названного Федерального закона установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.
Из содержания приведенных норм следует, что товарищество собственников жилья не относится к числу лиц, указанных в пункте 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации и не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание.
Таким образом, ТСЖ создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда; земли, занятые жилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Кедр" (л.д.55-72) товарищество создается для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования, распоряжения общим имуществом и не является собственником объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" домовладельцы (физические и юридические лица) в кондоминимуме оплачивают налог на недвижимое имущество, а при использовании собственных помещений для извлечения прибыли - и другие установленные законодательством налоги.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильные выводы об отсутствии у ТСЖ "Кедр" обязанности по уплате земельного налога по спорным земельным участкам и непредставления налоговых деклараций по земельному налогу.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судебных инстанций и отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 14.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.06 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23144/05-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (статья 15 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
...
Из содержания приведенных норм следует, что товарищество собственников жилья не относится к числу лиц, указанных в пункте 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации и не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2006 г. N А55-23144/2005-30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании