Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 сентября 2006 г. N А55-34373/2005-3
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области,
на решение от 13.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 25.05.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34373/2005-3,
по заявлению открытого акционерного общества "Моторостроитель", г.Самара о признании недействительными решения и требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара,
установил:
Решением от 13.03.2006, оставленным без изменения постановление апелляционной инстанции от 25.05.2006, Арбитражный суд Самарской области требования заявителя удовлетворил.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, указав на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя и ответчика поддержали позиции своих доверителей.
Правильность применения Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении данного дела норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.03.2005 г. заявитель представил ответчику налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за ноябрь 2004 г., в которой не заявил право на использование налоговой ставки 0%.
04.05.2005 г. заявитель представил уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за ноябрь 2004 г., в которой заявил право на использование налоговой ставки 0% на сумму 17603 руб., а также право на использование ставки 0% в размере 11000000 руб. - суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет операций по реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев), и налоговые вычеты в сумме 405946 руб.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка обоснованности применения заявителем налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2004 г.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой данной декларации в отношении ОАО "Моторостроитель" было принято решение N 13-15/1533/53 от 04.08.2005 г.
В соответствии с принятым решением налоговый орган доначислил заявителю НДС в сумме 1275189 руб., начислил пени в сумме 124472 руб. и привлек его к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 255038 руб.
На основании указанного решения 12.08.2005 г. в адрес заявителя было направлено требование N 904 об уплате доначисленного налога и требование N 128 об уплате налоговой санкции.
Как правильно указали судебные инстанции, довод налогового органа о том, что заявителем была допущена неуплата НДС в размере 3169 руб. от суммы авансовых платежей в счет предстоящих поставок в размере 17603 руб. на том основании, что ОАО "Моторостроитель" получило денежные средства в размере 17603 рубля раньше, чем товар был отгружен, является необоснованным.
Материалами дела подтверждено, что налогоплательщик представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации и имеет право на применение нулевой ставки и на применение вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Документы, указанные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы, указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктом 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из дела видно, датой помещения товаров под таможенный режим экспорта является 17 ноября 2004 г. Таким образом, ОАО "Моторостроитель" имело право до 17 мая 2005 г. для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренный ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сроки предоставления документов, установленные ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации были заявителем соблюдены, поскольку декларация и пакет документов представлены налогоплательщиком 04.05.2005 г., то есть в пределах 180 дневного срока, с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Согласно статьям 163, 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из положений статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, получив 09.11.2004 г. сумму в размере 17603 рублей в качестве авансов в счет предстоящих поставок на экспорт должен был в срок до 20 декабря 2004 г. подать налоговую декларацию по налоговой ставке 18%, указав данную сумму, и не позднее 20 декабря 2004 г. уплатить с нее налог на добавленную стоимость.
Однако, в течение этого же налогового периода - ноября месяца налогоплательщиком 16.11.2004 г. была осуществлена и отгрузка товаров на экспорт, за которые ранее 09.11.2004 г была получена сумма в размере 17603 рублей и с данного момента, то есть с момента помещения товара под таможенный режим экспорта, начал течь установленный ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации 180-ти дневный срок для предоставления документов, подтверждающих обоснованность применения на данную сумму налоговой ставки 0%.
Следовательно, до момента возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате НДС с авансов в размере 17603 рублей НДС в размере 18%, в пределах одного налогового периода в котором были получены денежные средства и отгружена на экспорт продукция у налогоплательщика возникло право на применение налоговой ставки на данную сумму 0%, которым заявитель воспользовался, указав ее в декларации в разделе "суммы налога по операциям применении налоговой ставки 0% по которым подтверждено" и представил в налоговый орган документы, соответствующие требованиям ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%.
Довод ответчика о нарушении заявителем ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации и требований Постановления Правительства от 21.08.2001 г. N 602 правильно признан судебными инстанциями необоснованным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0% в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 602, организация-экспортер в целях подтверждения получения авансовых или иных платежей представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период следующие документы:
а) контракт (копия контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера) организации-экспортера с иностранным лицом, предусматривающий внесение авансовых или иных платежей. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для налогового контроля;
контракт (копия контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера) организации-комиссионера или поверенного с иностранным лицом и договор комиссии или договор поручения (их копии, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера организации-экспортера) с организацией-комиссионером или поверенным - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;
б) выписка банка (ее копия), подтверждающая поступление на счет организации-экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров;
выписка банка (ее копия), подтверждающая поступление на счет организации-комиссионера или поверенного в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, и выписка банка (ее копия), подтверждающая перечисление авансовых или иных платежей со счета организации-комиссионера или поверенного на счет организации-экспортера в российском банке, - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения;
в) документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, присвоенного Федеральной таможенной службой, наименования организации-экспортера, номера и даты контракта, в соответствии с которым осуществляется поставка на экспорт товаров), выданный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого Министерства (по соответствующим видам товаров на основании заключений Федерального космического агентства, Федерального агентства по атомной энергии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития). Указанный документ выдается организации-экспортеру в 2-недельный срок со дня обращения.
Согласно строке 130, поданной заявителем налоговой декларации по налоговой ставке 0% за ноябрь 2004 г., была заявлена сумма авансов в размере 11000000 руб. - сумма авансовых и иных платежей, поступивших в счет операций по реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше 6 месяцев.
Как правильно указали судебные инстанции, основанием для заявления указанной суммы в декларации послужили именно экспортные операции, которые налогоплательщик планировал совершить в будущем (подпункт 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации) и за которые он получил данные денежные средства в качестве аванса.
Однако налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки рассматривал данный аванс, как аванс, полученный в счет выполнения с позиции выполнения налогоплательщиком работ непосредственно в космическом пространстве (подпункт 5 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации), и именно на этом основании отказал заявителю в применении налоговой ставки 0% на указанную сумму.
Тем не менее, материалами дела подтверждено, что налогоплательщик представил все необходимые документы, предусмотренные ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации и п.3 Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 602.
Кроме этого, заявитель представил налоговому органу заключение Министерства экономического развития и торговли РФ от 24.02.2004 N 3675-ИМ/35, к которому было приложено заключение Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 12.02.2004.
Указанные заключения компетентных органов подтверждают, что срок изготовления (ремонта) газоперекачивающего двигателя НК-12СТ, по контракту N 1/98-100 от 09.09.1998 г., договору комиссии N 13-98 от 07.09.1998 г. (код ТН ВЭД 8411) составляет свыше 6 месяцев, в частности, 8 месяцев.
Таким образом, уполномоченные лица подтвердили, что на предмет контракта N 1/98-100 от 09.09.1998 г. и договора комиссии N 13-98 от 07.09.1998 г. (код ТН ВЭД 8411) распространяется действие Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 602.
Довод налогового органа, считающего предусмотренный Порядком документ подписывается не менее, чем двумя из вышеперечисленных министерств, а документ, представленный заявителем оформлен с нарушением требований Постановления Правительства от 21.08.2001 г. N 602, правомерно был признан судебными инстанциями необоснованным.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
Представленные заключения Министерства экономического развития и торговли РФ от 24.02.2004 N 3675-ИМ/35 и Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 12.02.2004 имеют необходимые подписи, печати и согласовано подтверждают обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, вывод ответчика о том, что заявителем представлен документ в подтверждение длительности производственного цикла выполнения работ (оказания услуг) на сумму 11000000 руб. непосредственно в космическом пространстве, а так же при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве свыше 6 месяцев, не подтверждается материалами дела.
Как следует из вышеуказанных заключений, они подтверждают длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, присвоенного Федеральной таможенной службой, наименования организации-экспортера, номера и даты контракта, в соответствии с которым осуществляется поставка на экспорт товаров). Сведения о выполнении работ (оказании услуг) непосредственно в космическом пространстве, а так же при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, в указанных заключениях отсутствуют.
Довод налогового органа о том, что у предприятия отсутствует источник возмещения входного НДС, т.к. вся сумма была неправомерно возмещена по декларации 18% за ноябрь 2004 г., правильно был признан судебными инстанциями необоснованным, поскольку ответчик не представил доказательств двойного возмещения НДС заявителем.
Довод налогового органа о нарушении заявителем ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 ст.167 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель должен был представить налоговую декларацию по налоговой ставке 0% за май 2005 г., а не за ноябрь 2004, является ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании ответчиком пункта 9 ст.167 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой при реализации товара (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по указанным работам (товарам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Последними документами, как видно из материалов дела, являются - выписка из лицевого счета за 25.11.2004 г., мемориальный ордер N 1 от 25.11.2004 г., SWIFT от 25.11.2004 г., платежное поручение N 000367 от 25.11.2004 г. на сумму 11000000 рублей, подтверждающие поступление валютной выручки от комиссионера на счет ОАО "Моторостроитель".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287 (подпункт 1 пункта 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 13.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 25.05.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34373/2005-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2006 г. N А55-34373/2005-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании