Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 октября 2006 г. N А12-4125/06-С60
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда,
на решение от 05.05.2006 г. и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2006 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4125/06-С60,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский производственный комбинат Всероссийского музыкального общества", г.Волгоград, к инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградский производственный комбинат Всероссийского музыкального общества" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Волгограда о признании недействительными решения от 08.02.2006 г. N 17-15-39 в части доначисления единого социального налога в сумме 915649,84 рублей и пени в сумме 275915,31 рублей, и решения от 08.02.2006 г. N 17-15-40 в части доначисления налога на прибыль в сумме 281939 рублей и пени в сумме 60197,56 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 589507,70 рублей и пени в сумме 163197,43 рублей, налога с продаж в сумме 5205,70 рублей и пени в сумме 2334,69 рублей, налога на рекламу в сумме 1960 рублей и пени в сумме 600,88 рублей, налога на имущество в сумме 228270 рублей и пени в сумме 45357,92 рублей, земельного налога в сумме 32306 рублей и пени в сумме 254,72 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05.05.2006 г. были удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ВПК ВМО" в части признания недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Волгограда от 08.02.2006 г. N 17-15-39 в части доначисления единого социального налога в размере 915649 рублей и пени в размере 275915,31 рублей, решения от 08.02.2006 г. N 17-15-40 в части доначисления налога на прибыль в размере 281939 рублей, пени в размере 60197,56 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 589507,7 рублей и пени в размере 163197,43 рублей, налога с продаж в размере 5205,7 рублей, пени в размере 2334,69 рублей, налога на имущество в размере 228270 рублей пени в размере 455792 рублей.
В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2006 г. решение от 05.05.2006 г. в части признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Волгограда от 08.02.2006 г. N 17-15-40 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2002 год в размере 11708,5 рублей и соответствующих пеней отменено, с прекращением производства по делу в указанной части. В остальной части решение суда первой инстанции от 05.05.2006 г. оставлено без изменения.
Истцом в судебном заседании заявлен отказ от иска в части признания недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2002 год в размере 11708,5 рублей и соответствующих пени.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность вышеуказанных судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество 31.10.2002 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2003 г. на упрощенную систему налогообложения. Налоговая инспекция, рассмотрев заявление, направила налогоплательщику уведомление от 11.11.2002 г. N 2002/13 о возможности применения им с 01.01.2003 г. упрощенной системы налогообложения.
Заявлений о переходе на общую системы налогообложения в 2004 - 2005 г.г. истец налоговому органу не направлял, продолжая уплачивать единый налог. До проведения в 2005 году выездной налоговой проверки инспекция Федеральной налоговой службы России обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения не сообщало.
В связи с переводом на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 г. общество применяло упрощенный бухгалтерский учет и уплачивало, соответственно, вместо налогов на прибыль, на добавленную стоимость, с продаж, на имущество и единого социального налога единый налог.
При проведении выездной налоговой проверки истца за период с 2002 - 2004 г.г. налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении налогоплательщиком с 01.01.2003 г. упрощенной системы налогообложения, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации учредителем общества является юридическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%.
Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели наряду с общей системой налогообложения могут применять упрощенную систему.
Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление, о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствия со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень, субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Налоговым органом правомерно установлено, что общество учреждено общественной организацией, доля которой в уставном капитале составляет 100 процентов, в связи с чем общество не вправе было с 01.01.2003 г. применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, возврат к общей системе налогообложения возможен в двух случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начата того квартала, в котором было допущено это превышение (пункт 4 статьи 346.13 НК РФ).
Следовательно, у налоговой инспекции, ошибочно выдавшей обществу уведомление о возможности применения им с 01.01.2003 г. упрощенной системы налогообложения и подтвердившей тем самым право налогоплательщика на применение выбранной им системы налогообложения, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекшие налоговые периоды (2003-2004 годы) и доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налога на имущество, налога с продаж, а также соответствующих пеней.
Довод налогового органа о том, что нормы статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только в отношении тех организаций, которые вправе были применять упрощенную систему налогообложения, не может быть принят во внимание. В данном случае действия самого налогового органа привели к неправомерному применению обществом упрощенной системы налогообложения. Уплачивая единый налог, налогоплательщик вел свою деятельность, выставляя счета-фактуры без выделения налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах общество не имеет возможности возместить налог на добавленную стоимость из бюджета или потребовать его уплаты от партнеров.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 05.05.2006 г. и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2006 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4125/06-С60 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2006 г. N А12-4125/06-С60
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании