Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 ноября 2006 г. N А12-6670/06
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газкомплектимпэкс", г.Москва,
на решение от 26.07.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6670/06,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газкомплектимпэкс", г.Москва, к Волгоградской таможне, г.Волгоград, о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газкомплектимпэкс", г.Москва обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными требований Волгоградской таможни об уплате таможенных платежей N 59 от 16.02.2006, решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке N 27 от 10.03.06, требования об уплате таможенных платежей N 107 от 23.03.06, решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке N 34 от 21.03.06.
Решением от 26.07.2006 Арбитражного суда Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований заявителя отказано в связи с несоблюдением обществом условий, предусмотренных статьей 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что истцом было ввезено на территорию Российской Федерации оборудование в виде газоперекачивающих агрегатов на общую сумму 12275000 долларов США по контракту N 4/312/50-60/91, которое поставлялось несколькими партиями в виде отдельных узлов и частей с единым ТН ВЭД.
Судом установлено, что при ввозе партий товара, представляющих собой отдельные компоненты оборудования, истцом в таможенный орган представлялись заявления на условный выпуск товара в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной приказом ГТК России от 23.04.2001 N 388. При расчете подлежащих уплате таможенных платежей в указанных заявлениях истцом были указаны суммы подлежащих уплате пошлин и налогов. Суммы сборов за таможенное оформление декларантом рассчитаны не были и, при декларировании отдельных партий товаров, не учитывались.
После условного выпуска последней партии отдельных компонентов машины, истцом подана ГТД N 10312030\270405\000382 на все оборудование в целом. При указанном декларировании были исчислены таможенные сборы на сумму 100000 рублей, что является максимальной суммой сборов, предусмотренной ст.357.10 Таможенного кодекса РФ.
Сумма таможенных платежей перечислена Волгоградской таможне таможенным брокером, которым произведено таможенное оформление, из средств, находящихся на депозите таможни в качестве аванса. Разница возвращена истцу.
Арбитражный суд Волгоградской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований сделал вывод о том, что уплата таможенных платежей за таможенное оформление должна быть произведена одновременно с подачей декларации в виде заявления на условный выпуск, при каждом декларировании товара.
Кассационная инстанция признает законными выводы суда первой инстанции, так как в соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Виды, ставки, правила исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов установлены главой 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации - статьи 357.1-357.10 ТК РФ. Эти нормативные положения введены Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
К таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление (статья 357.1 ТК РФ). Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление, являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.2 ТК РФ). Таможенные сборы уплачиваются по ставкам, предусмотренным пунктом 1 постановления Правительства РФ N 863 (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров. Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Частью 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации Таможенное установлено, что оформление товаров начинается при ввозе товаров в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор является возмездным обязательным платежом за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий, предоставляющих участнику таможенных правоотношений (после принятия таможенной декларации, представления и проверки документов и сведений) право перейти к последующим таможенным операциям в рамках таможенного оформления. При этом каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. Поэтому таможенный сбор должен уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место как в случае подачи временной, так и полной ГТД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Из данной правовой нормы следует, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной пунктом 1 постановления Правительства РФ N 863.
Таким образом, по смыслу приведенных положений главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации в их системном единстве выбор декларантом соответствующего порядка декларирования призван обеспечить максимально выгодный экономический результат для участника внешнеэкономической деятельности, но в то же время создает для декларанта определенный комплекс прав и обязанностей, реализация которых с учетом баланса публичных и частных интересов не всегда может привести только к позитивным для него правовым последствиям.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 26.07.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6670/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2006 г. N А12-6670/06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании