Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 мая 2006 г. N А12-30652/05-с24
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда,
на решение от 2 декабря 2005 г. и постановление апелляционной инстанции от 31 января 2006 г. по делу N А12-30652/05-с24 Арбитражного суда Волгоградской области,
по заявлению Авдеева Сергея Анатольевича к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда, с привлечением к участию в деле третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - общества с ограниченной ответственностью "Краса", о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица,
установил:
Решением от 02.12.2005 Арбитражного суда Волгоградской области удовлетворен иск учредителя общества с ограниченной ответственностью "Краса" Авдеева Сергея Анатольевича к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда (далее инспекция) о признании незаконным решения ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда от 03.10.2005 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Краса" и обязании устранить допущенное нарушение, зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Краса", внести изменения в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Краса" в Единый государственный реестр юридических лиц.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 31.01.2006 решение оставлено без изменения.
Инспекция, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и отказать в иске Авдееву С.А.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права, неприменением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и неправильным применением Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при регистрации юридических лиц и также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в январе 2003 года Авдеевым Сергеем Анатольевичем учреждено общество с ограниченной ответственностью "Краса". На основании решения инспекции от 10.02.2003 N 277 произведена государственная регистрация общества в Едином государственном реестре юридических лиц за номером N 1033400262752, о чем выдано свидетельство серии 34 N 001284325 по форме N Р51001.
Учредитель и единственный участник общества Авдеев С.А. 20.09.2005 передал принадлежащую ему долю 100% в уставном капитале общества Кравченко О.Н., в связи с чем, принял решение о внесении изменений в отдельные пункты разделов 1, 3 и 4 Устава общества с ограниченной ответственностью "Краса", касающихся местонахождения общества, его участника, органа управления и имущества.
Во исполнение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 23.06.2003), Авдеев С.А., как действующий директор общества, обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р13001 с приложением документов, установленных пунктом 1 статьи 17 названного закона. Пакет документов направлен заявителем по почте.
Решением от 03.10.2005 инспекция отказала в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в его учредительные документы по мотиву непредставления директором Авдеевым С.А. заявления по форме Р14001, а также по причине отсутствия описи документов, поступивших от заявителя на регистрацию по почте.
Удовлетворяя требования заявителя Авдеева С.А., суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу, что у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от 03.10.2005.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) установлены обязательные сведения, которые должен содержать устав общества. Там же указано, что устав общества может содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 этого же закона для регистрации общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.09.2004 N 09-1-03/3518@), для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об оплате государственной пошлины.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ императивно закреплено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных данных Законом, либо в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В упомянутом выше письме Министерство Российской Федерации по налогам и сборам от 01.09.2004 разъяснило, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
По мнению инспекции, Авдеев С.А. (учредитель и директор общества с ограниченной ответственностью "Краса") обязан был заполнить одновременно два заявления - по форме N Р13001 и по форме N Р14001, так как заявленные им изменения, касались также и сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества (сведений об исполнительном органе и об участниках общества).
Выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что требования инспекции не могут считаться правомерными суд кассационной инстанции находит правильными и соответствующими положениям как Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" так и Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Заявление по форме N Р14001, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, представляется в регистрирующий орган в том случае, если происходит изменение сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В рассматриваемом случае внесены изменения в Устав общества, поэтому регистрация новых сведений о юридическом лице должна производиться на основании заявления по форме N Р13001.
Смена исполнительного органа общества также не происходила. Авдеев С.А. был назначен генеральным директором еще при создании общества и продолжает им оставаться. Данный факт подтвержден имеющимися в регистрационном деле общества с ограниченной ответственностью "Краса" решением учредителя Авдеева С.А. от 31.01.2002 о создании общества и возложении на себя руководства им в качестве генерального директора, а также решением нового участника общества Кравченко О.Н. от 20.09.2005 о сохранении за Авдеевым С.А. полномочий генерального директора как единоличного исполнительного органа общества.
Нельзя признать правомерным отказ инспекции в регистрации сведений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью "Краса" и по мотиву отсутствия описи вложения документов.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ определены только способы представления документов на регистрацию (непосредственно или по почте).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи о юридическом лице вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Опись вложения документов не относится к числу документов, на основании которых производится государственная регистрация сведений о юридическом лице.
Следовательно, отсутствие описи вложения документов, направленных в регистрирующий орган почтовым отправлением, не может считаться таким нарушением, которое может повлечь отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
При указанных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 02.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-30652/05-с24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2006 г. N А12-30652/05-с24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании