Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 3 апреля 2007 г. N А12-33343/05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, г.Волгоград,
на постановление апелляционной инстанции от 05.12.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33343/05-С19,
по заявлению закрытого акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", г.Волгоград, к Региональной службе по тарифам Волгоградской области, Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, г.Волгоград, третьи лица: закрытое акционерное общество "Желдоркомплекс", г.Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-ВНП", г.Волгоград, о признании недействительным отказа,
установил:
Закрытое акционерное общество "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ЗАО "Бекетовское ППЖТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Региональной службы по тарифам Волгоградской области в открытии дела по установлению тарифа на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка Приволжской железной дороги и обязании Региональной службы по тарифам Волгоградской области в течении 15 дней пересмотреть и утвердить тариф на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка П.Ж.Д. в размере 21 руб. (без учета дифференсации по объемам).
Решением от 11.01.2006 Арбитражного суда Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным отказа Региональной службы по тарифам Волгоградской области в открытии дела по установлению тарифа на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка отказано, в остальной части заявления производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2006 принятое решение оставлено изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2006 г. судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении суд первой инстанции в связи с принятием Главы Администрации Волгоградской области Постановления от 15 мая 2006 г. N 540 "Об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" в качестве ответчика по делу привлечено Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (определение от 26 июля 2006 г., т.2, л.д.63), которому переданы функции Региональной службы по тарифам Волгоградской области. На момент рассмотрения дела Региональная служба по тарифам Волгоградской области не ликвидирована.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.08.2006 в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2006 решение от 28.08.2006 отменено. Принят отказ ЗАО "Бекетовское ППЖТ" от исковых требований в части обязания РСТ Волгоградской области в течение 15 дней пересмотреть и утвердить тариф на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка Прив.ж.д. в размере 21 руб. (без учета дифференсации по объемам}.
Производство по делу в этой части требований прекращено.
Признан недействительным отказ Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 04.10.2005 г. N ЭК-15/1487 (повторно от 28.10.2005 г. N ЭК-15/1644) в открытии дела по установлению тарифа на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка Прив.ж.д. в размере 21 руб. (без учета дифференсации по объемам).
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО "Бекетовское ППЖТ", Арбитражный суд Волгоградской области обязал Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области открыть дело по установлению тарифа на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка Прив.ж.д., о чем сообщить арбитражному суду в 15-тидневный срок с даты его получения.
В кассационной жалобе Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, г.Волгоград, ставит вопрос об отмене постановления апелляционной инстанции от 05.12.2006, как принятого с нарушением норм материального права.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 29.03.2007 по 03.04.2007 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность постановления апелляционной инстанции от 05.12.2006 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции от 28.08.2006.
Судом установлено, что основанием для обращения в Региональную службу по тарифам о пересмотре тарифа послужило письмо от 01.09.2005 закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс", арендодателя железнодорожных путей и тягового подвижного состава на ст.Татьянка, об изменении арендной платы на арендуемое имущество и расторжение в связи с этим ранее действовавшего договора аренды и заключение договора аренды имущества на новых условиях - повышение арендной платы, что в свою очередь повлечет возникновение убытков у заявителя.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
В соответствии с утвержденным пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, регулирование транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, - за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исполнительным органом власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Волгоградской области на момент обращения ЗАО "Бекетовское ППЖТ") с заявлением об открытии дела по установлению тарифа являлась Региональная служба по тарифам Волгоградской области (постановление Главы администрации Волгоградской области от 19 декабря 2000 года N 961). На момент рассмотрения дела таким органом является Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15 мая 2006 г. N 540 "Об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области".
Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.12.2004 N 38/7 утвержден Порядок формирования тарифов на услуги, оказываемые предприятиями железнодорожного транспорта, которым установлено, что продолжительность расчетного периода регулирования срока, на который устанавливаются тарифы, не может быть менее года.
Тарифы на регулируемые услуги, оказываемые заявителем ЗАО "Бекетовское ППЖТ", установлены постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 27.04.2005 N 3/2, и вступили в действие с 30.04.2005.
Заявитель обратился с заявлением об открытии дела по установлению нового наиболее высокого тарифа 23.09.2005, в связи с заключением новых договоров аренды, предусматривающих с 01.10.2005 увеличение арендной платы за арендуемые железнодорожные пути и тяговый подвижной состав на ст.Татьянка, поэтому в 4 квартале 2005 года ожидаются убытки.
Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22 сентября 2004 года N 31/4 утвержден Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области,
Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением об открытии дела по пересмотру действующих тарифов производственная деятельность заявителя являлась прибыльной.
В соответствии с п.4.5 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области, если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами в последующий расчетный период регулирования.
Кроме того, Правилами государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги на территории Волгоградской области т.1, л.д.41-42) предусмотрено, что для установления цен (тарифов) организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя руководителя регулирующего органа письменное заявление об открытии дела по установлению цен (тарифов), с приложением материалов; в заявлении указываются сведения об организации; требования, с которыми заявитель обращается, обоснование представленного предложения.
Заявителем не представлено расчетов и достаточных документов в обоснование представленного предложения, о чем было указано в ответе от 04.10.2005 г. N Эк-15/1487 (нет расчета арендной платы (структура расходов и доходов арендодателя), не указаны существенные улучшения арендованного имущества за счет ЗАО "Желдоркомплекс" и т.д.)
Одним из оснований для пересмотра действующих тарифов является изменение технологических или внешних экономических условий в виде цен на материальные ресурсы, энергоносители, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, заработной платы и иных условий.
Однако ЗАО "Бекетовское ППЖТ" не представило в Региональную службу по тарифам Волгоградской области достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность требования об открытии дела по установлению цен (тарифов).
На момент подачи заявления ЗАО "Бекетовское ППЖТ" не была проведена переоценка основных средств; увеличение арендной платы экономически не обосновано заявителем. При этом отсутствует расшифровка расходов и доходов арендодателя Для увеличения балансовой стоимости имущества необходимо произвести переоценку основных производственных фондов в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах договор аренды имущества N 8 от 01.09.2005 с протоколом согласования договорной цены (т.1, л.д.34-36); отчет об оценке рыночной стоимости имущества (т.1 л.д.60-73) обоснованно не приняты судом во внимание. Бухгалтерский баланс (т.1, л.д.18-22), акт приема-передачи имущества к договору аренды N 8 от 01.09.2005 (л.д.37-38) не подтверждают экономическую обоснованность арендной платы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку он вправе обратиться с заявлением об открытии дела по установлению тарифа во вновь созданное Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Согласно ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований суд указывает на обязанность соответствующего органа принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Поскольку отсутствуют основания для признании недействительным отказа Региональной службы по тарифам Волгоградской области в открытии дела по установлению тарифа, то суд отказывает и в требовании об обязании исполнительного органа власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Волгоградской области в течение 15 дней пересмотреть и утвердить тариф на перевозку одной тонны грузов по станции примыкания Татьянка П.Ж.Д. в размере 21 руб. (без учета дифференсации по объемам).
С учетом изложенного, постановление апелляционной инстанции от 05.12.2006 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 28.08.2006.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 05.12.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33343/05 отменить, оставить в силе решение суда от 28.08.2006.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области расходы ЗАО "Бекетовское ППЖТ" по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе в сумме 3000 руб. перераспределить в порядке статей 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2007 г. N А12-33343/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании