Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 5 апреля 2007 г. N А65-15740/2006
(извлечение)
Дата объявления резолютивной части постановления 28 марта 2007 года
Дата изготовления постановления в полном объеме 5 апреля 2007 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2007 по делу N А65-15740/2006,
по заявлению закрытого акционерного общества "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны, о признании недействительным решения от 06.07.2006 N 14-574 инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан,
в судебном заседании 21.03.2007 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9.25 часов 28.03.2007. После перерыва в судебное заседание явился представитель общества,
установил:
По результатам выездной налоговой проверки Закрытого акционерного общества "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны, (далее - общество) и его обособленных подразделений по вопросам правильности и своевременности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов и сборов инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) приняла решение от 06.07.2006 N 14-574 о привлечении Общества к налоговой ответственности по статьям 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 44114 рублей, единого социального налога в сумме 895035 рублей, пени за несвоевременную уплату этих налогов (т.1, л.д.29-43).
Не согласившись с решением Инспекции Общество обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1.2 и 3.1 резолютивной части в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 84278 рублей (73622 + 10656), доначисления единого социального налога в сумме 793902 рублей (693557 + 100345), начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 782478,26 рублей и в сумме 49738,19 рулей, пени по ЕСН в общей сумме 370190,02 рублей (352218,43 + 7971,59).
Из оспариваемого решения следует, что доначисление ЕСН в вышеобозначенных суммах 693557 и 100345 рублей соответственно, начисление пени, привлечение к налоговой ответственности вызвано тем, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 236 и пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации обособленные подразделения Общества - ОК "Саулык" и СП "КамАЗ" за 2002 и 2003 годы не включили в налогооблагаемую базу по ЕСН сумму доходов, полученных работниками Общества в натуральной форме (в виде питания).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2007 решение суда первой инстанции изменено, в удовлетворении заявления налогоплательщика о признании оспариваемого решения недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 84278 рублей, доначисления единого социального налога в суммах 693557 + 100345 рублей, а также начисления пени по единому социальному налогу в общей сумме 370190,02 рублей отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции в части, касающейся единого социального налога, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит о его отмене, как принятого с нарушением норм права.
Обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части, оставлению в силе в указанной части решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, касающейся единого социального налога, апелляционная инстанция пришла к выводу, что бесплатное питание, предоставляемое сезонным работникам - воспитателям оздоровительных детских лагерей, является по смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации частью их заработной платы, получаемой в натуральной форме и образующей объект обложения единого социального налога, а не компенсационной выплатой.
По мнению суда, согласно подпункту 4 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации, единый социальный налог относится к федеральным налогам, а потому для отнесения бесплатного питания к компенсационным выплатам в пределах определенных норм необходимо, чтобы такие нормы были установлены законодательством Российской Федерации.
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2002 N 226 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2002 году" (т.1, л.д.136-150) и от 05.05.2003 N 247 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2003 году" (т.2, л.д.3-21), которыми предусмотрено предоставление бесплатного питания (финансирование Администрациями городов и районов Республики Татарстан питания персонала оздоровительных лагерей в пределах имеющихся средств, исключая средства Фонда социального страхования Российской Федерации) и в которых установлены рекомендуемые (минимальные) финансовые нормы затрат на содержание детей в оздоровительных лагерях, рассчитанные на основании социальных стандартов и натуральных норм, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.12.1996 N 1022, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание со ссылкой на то, что указанные нормы приняты еще до принятия Налогового и Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.
В соответствии со статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанные компенсации призваны возместить работникам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей.
Как видно из материалов дела, Общество привлекало на контрактной основе в летний период, на сезонную работу в оздоровительном лагере (удаленностью 20 км от ближайшего населенного пункта), где отдыхали дети и подростки в возрасте от 9 до 15 лет воспитателей, обязуясь, в целях создания условий для надлежащего выполнения ими своих функциональных обязанностей, в том числе, и на основе постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, обеспечивать их бесплатным питанием.
Материалами дела подтвержается, что указанные расходы в полном объеме профинансированы из республиканского бюджета (бюджета Республики Татарстан) опосредованно через Казначейство Министерства финансов Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Республиканский Центр "Лето", вследствие чего счет 86 "Целевое финансирование" не был задействован.
Следовательно, ссылка суда апелляционной инспекции и инспекции на пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятельна, поскольку в соответствии с указанной нормой в облагаемую единым социальным налогом базу включаются суммы, выплачиваемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. А бесплатное питание, предоставляемое работникам в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2002 N 226 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2002 году" и от 05.05.2003 N 247 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2003 году", оплачивается не за счет средств предприятия за выполненную этими лицами работу, а из республиканского бюджета (целевое финансирование). По своей сути такие выплаты носят компенсационный характер, и поэтому не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
То, что выплаты компенсационного характера были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на доходы физических лиц, не может являться основанием для признания законным решения налогового органа в части начисления единого социального налога.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2007 по делу N А65-15740/2006 отменить в части отказа закрытому акционерному обществу "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны, в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 06.07.2006 N 14-574 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 84278 рублей, доначисления единого социального налога в суммах 693557 рублей и 100345 рублей, а также начисления пени по единому социальному налогу в общей сумме 370190 рублей 02 копейки.
В указанной части оставить в силе решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан.
В случае взыскания с закрытого акционерного общества "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, выдать справку на ее возврат.
Выдать закрытому акционерному обществу "КАМАЗжилбыт", г.Набережные Челны, справку на возврат их федерального бюджета государственной пошлины в размере 1000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 30.01.2007 N 172 за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. N А65-15740/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании