Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 21 декабря 2006 г. N А55-10123/06-43
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г.Сызрань,
на решение от 07.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10123/06-43,
по заявлению открытого акционерного общества "Пластик", г.Сызрань, о признании незаконным требования N 28000 от 13.06.2006 и решения N 2800 от 29.06.2006 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г.Сызрань,
установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2006 заявление открытого акционерного общества "Пластик", г.Сызрань, о признании недействительным требования N 28000 от 13.06.2006 и решения N 2800 от 29.06.2006 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г.Сызрань, удовлетворено.
В кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г.Сызрань, ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, как принятых при неправильном применении норм материального права.
Законность решения от 07.08.2006 и постановления апелляционной инстанции от 13.10.2006 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Судом установлено, что Обществу направлено требование N 28000 от 13.06.2006 об уплате налога на пользователей автодорог, прочие начисления в размере 27787762,75 руб. и пени по налогу на пользователей автодорог в размере 71750417 руб. со сроком уплаты 23.06.2006 (т.1 л.д.21).
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате налога и пени, налоговым органом было принято решение N 2800 от 29.06.2006 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и пени N 28000.
Согласно представленных налоговым органом расчетов по налогу на пользователей автодорог, задолженность по указанному налогу образовалась у налогоплательщика в период с 1998 по 2002 г. Суммы пени исчислены налоговым органом нарастающим итогом за период с 01.01.1998 по день вынесения оспариваемого требования - 13.06.2006.
Согласно статьям 69, 70, 46 Налогового кодекса Российской Федерации процедура взыскания налога и пени состоит из обязательных действий налогового органа, начиная с выставления требования об уплате налога. Для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.
Так, согласно пунктам 1-3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Положения названной статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Судебными инстанциями правильно установлено, что в нарушение ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации сведений, предусмотренных указанной нормой, в оспариваемом требовании не содержится, в том числе отсутствуют данные о дате образования недоимок, на которые начислены пени; основаниях их возникновения и размере; об установленных сроках уплаты налога, о дате фактического погашения недоимок, в случае полной или частичной уплаты налогов, о периодах просрочки, за которые начислены пени и размерах примененных ставок пеней.
Согласно ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и пени либо в десятидневный срок после вынесения решения по результатам налоговой проверки.
Из названных норм следует, что применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).
Налог на пользователей автомобильных дорог введен Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Во исполнение ст.2 названного Закона разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, в пункте 10 которого установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Статьей 9 Закона N 110-ФЗ внесены изменения в ст.3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации", устанавливающие формирование территориальных дорожных фондов за счет транспортного налога, и исключена ст.5, которой был установлен налог на пользователей автодорог. Согласно ст.21 Закона N 110-ФЗ ст.9 вступает в силу с 01.01.2003.
В связи с чем, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что налог на пользователей автомобильных дорог подлежал исчислению и уплате по 31.12.2002, а последний срок уплаты налога установлен 15.01.2003.
Как следует из материалов дела, оспариваемое требование направлено налогоплательщику по состоянию на 13.06.2006, до этого времени требования об уплате налога на пользователей автодорог не выносились и налогоплательщику не направлялись. Налоговые проверки уплаты заявителем налога на пользователей автодорог налоговым органом не проводились.
Данные обстоятельства в заседании суда кассационной инстанции налоговым органом не отрицались. Однако, пропуск налоговым органом предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.
Когда требование налогового органа об уплате налога направлено с нарушением установленного срока, решение налогового органа об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика должно приниматься в течение 60 дней с момента истечения установленного в требовании срока для добровольного его исполнения, который в свою очередь должен исчисляться со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока направления требования.
Решение о взыскании, принятое после истечения 60-дневного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган теряет право на взыскание с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога во внесудебном порядке. При этом обоснованная ссылка суда первой и апелляционной инстанции на пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
Судебными инстанциями правомерно указано, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения пропущен предусмотренный в статьях 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневный срок для взыскания налогов и пеней, который начинает исчисляться после истечения срока, установленного в требованиях об уплате налогов и пеней.
Более того, при отсутствии доказательств обоснованности выставления требования об уплате налога и пеней, недействительными считаются и все последующие действия налоговых органов по бесспорному списанию задолженности.
При этом требование N 28000, на основании которого было принято решение налогового органа N 2800, по своему содержанию не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и не может быть признано надлежащим требованием об уплате налога, поскольку согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени.
С учетом изложенного, решение суда от 07.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2006 являются законными, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их отмены.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 07.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10123/06-43 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2006 г. N А55-10123/06-43
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании