Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 декабря 2006 г. N А55-9195/06-10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г.Тольятти,
на решение от 31.08.2006 по делу N А55-9195/06-10 Арбитражного суда Самарской области,
по заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" к Тольяттинской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить полностью постановление Толъяттинской таможни от 05.05.2006 N 1417000-220/2005 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного наказания - административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося непосредственным предметом административного правонарушения в сумме 83640 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность вынесенного судебного решения не проверялась.
В кассационной жалобе Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" ставит вопрос об отмене судебного решения, как принятого при неправильном применении норм материального права.
Законность решения от 31.08.2006 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Тольяттинская таможня 01.03.2006 вынесла постановление N 10417000-220/2005 о признании ОАО "АвтоВАЗ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым одновременно в связи с малозначительностью совершенного правонарушения дело было прекращено на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель был освобожден от ответственности, административный орган ограничился устным замечанием.
После отмены этого постановления, при новом рассмотрении Тольяттинской таможней 05.05.2006 было вынесено новое постановление по делу об административном правонарушении N 10417000-220/2005.
Обжалуемым постановлением от 05.05.2006 ответчик признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.I ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложил на него административное взыскание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося непосредственным предметом административного правонарушения в сумме 83640 руб.
Оценив материалы и обстоятельства дела, суд кассационной инстанции находит вывод суда первой инстанции об отказе удовлетворении заявленных требований обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств" - Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от era до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что административным органом доказана виновность заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Материалами дела доказано, что в ходе проведения Тольяттинской таможней специальной таможенной ревизии ОАО "АвтоВАЗ" (за период с 20.12.2004 по 20.12.2005) установлено, что в рамках договора поставки N 6447 от 23.07.2004, заключенного между ЗАО НПО "Вектор" (Республика Беларусь, г.Гродно) и ОАО "АвтоВАЗ" (РФ, Самарская область. г.Тольятти) в адрес последнего по товарно-транспортной накладной от 10.12.2004 серии МЛ N 0619248, по счету-фактуре от 10.12.2005 N 0619248 осуществлена поставка товара, имеющего наименование - патроны жарные для зажима обрабатываемых деталей в количестве 15 штук. Оплата за полученный товар ОАО "АвтоВАЗ" произведена полностью в адрес ЗАО НПО "Вектор" в сумме 135641 руб., в том числе НДС - 20691,00 руб. (переводной вексель серии DDD N 134346 от 21.02.2005, извещение N 42310977 от 03.03.2005).
Перевозка товара осуществлялась ЗАО НПО "Вектор" на автомобиле марки МАЗ регзнак СА 5922 прицеп 2308 СМ (путевой лист 0336146).
В результате анализа полученных документов (копии импортных грузовых таможенных деклараций NN 16457/300842002484, 16457/021242003645) из Гродненской Региональной таможни на ввоз ЗАО НПО "Вектор" из Польши токарных патронов, оформленных в зоне деятельности этой же таможни, выявлено, что вышеуказанные патроны были выпушены в свободное обращение к Республике Беларусь как товар, имеющий страну происхождения - Польша.
В силу ст.14, 123. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации и п.5 Приказа ГТК России от 27.11.2000 г. N 1069 "О таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных на территории Республики Беларусь в свободное обращение" ОАО "АвтоВАЗ" должно было осуществить таможенное оформление товара - патронов токарных для зажима обрабатываемых деталей.
Однако, ОАО "АвтоВАЗ" не произвел декларирования вышеуказанного товара в установленный законом срок.
Согласно ст.ст.14 и 123 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Правилами ст.16 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров при их перемещении через таможенную границу в соответствии с внешнеторговой сделкой, заключенной российским лицом, возложена именно па российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку.
Товар - патроны токарные для зажима обрабатываемых деталей в количестве 15 шт. - поступил в адрес ОАО "АвтоВАЗ" по внешнеторговой сделке - договору поставки N 6447 от 23.07.2004. Российским лицом, заключившим вышеуказанный договор поставки N 6447 от 23.07.2004, является ОАО "АвтоВАЗ".
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов является декларант - ОАО "АвтоВАЗ" (ст.127 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В силу требований ст.16 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование - товара - патронов токарных для зажима обрабатываемых деталей в количестве 15 шт. - является прямой обязанностью ОАО "АвтоВАЗ".
Утверждение заявителя об отсутствии у него информации о том, что ввозимые товары являются товарами польского происхождения, не соответствует действительности.
Так, в материалах указанного выше дела об административном правонарушении N 10417000-220/2005 имеется протокол опроса свидетеля от 23.12.2005 - заместителя начальника отдела планирования и обеспечения покупным инструментом ОАО "АвтоВАЗ" Михалкиной Л.В., в обязанности которой входил контроль за исполнением договора поставки N 6447 от 23.07.2004 г., которая пояснила, что "при заключении контракта были оговорены условия поставки 15 патронов производства "Bison-Bial" ("Бизон-Биал") Польша самоцентрирующихся повышенной точности, так как патроны с такой точностью в России и СНГ не производятся". Недекларирование товара произошло согласно се объяснениям ввиду незнания того, что "товар производства третьей страны должен быть декларирован на территории РФ".
Также на упаковке картонных коробок и деревянных ящиков с токарными патронами имеются приклеенные бумажные бирки с изображением логотипа фабрики "Bison-Bial" ("Бизон-Биал", Польша), с указанием штрих-кода - 590 7412 054087 (590-Польша).
При осмотре товара было выявлено, что на поверхности токарных патронов нанесено изображение логотипа польской фабрики "BISON" ("Бизон"). В деревянные ящики и картонные коробки вложены Инструкции по пользованию N 001 602 на токарные патроны (ф от 125 мм до 400 мм) с ручным креплением самоцентрирующие прецизионные типа СТ на русском языке с указанием производителя - фабрики "Bison-Bial" ("Бизон-Биал") S.A., ул.Папкова, г.Белосток, 15-950, Польша и карты исследований на каждый тип токарного патрона.
Кроме того, в импортных ГТД NN 16457/300842002484, - 045 7/021242003645 из Гродненской Региональной таможни на ввоз ЗАО НПО "Вектор" из Польши токарных патронов, оформленных в зоне деятельности этой таможни, в качестве страны происхождения товара указана Польша (гр.16 ГТД).
Также в белорусской ГТД N 1649/14124С016062 декларант - ЗАО НПО Векюр" (Республика Беларусь) заявил в режиме экспорт товар - токарные патроны для зажима обрабатываемых деталей в количестве 15 шт. - получатель товара - ОАО "АвтоВАЗ". В указанной ГТД заявлены следующие сведения о товаре: гр.15 - страна отправления - Беларусь; гр.16 - страна происхождения - Польша: гр.34 - код страны происхождения - 616.
Таким образом, имеющиеся явные признаки, свидетельствующие о том, что страной происхождения товара является Польша, не оставляли сомнений в стране происхождения этого товара.
Однако, заявитель не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности для выполнения лежащей на нем обязанности по таможенному оформлению (декларированию) товаров - патронов токарных для зажима обрабатываемых деталей: проигнорировал сведения, указанные и статистической ГТД, наличие наименования польской фабрики "Bison-Bial" ("Бизон-Биал") на упаковке товара и на самом товаре, что подтверждает наличие вины ОАО "АвтоВАЗ" в недекларировании товаров - патронов токарных для зажима обрабатываемых деталей.
Постановлением Тольяттинской таможни по делу об административном правонарушении от 05.05.2006 г. N 10417000-220/2005 ОАО "АвтоВАЗ" было назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 83640 рублей.
При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в т.ч. ст.1.5, п.1 ст.1.6, ст.2.1, ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и пришел к обоснованному выводу, что ответчик доказал виновность заявителя, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, по данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, решение суда от 31.08.2006 является законными, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 31.08.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9195/06-10 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2006 г. N А55-9195/06-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании