Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 ноября 2006 г. N А49-1865/2006-130а/17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы,
на постановление апелляционной инстанции от 26.07.2006 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-1865/2006-130а/17,
по заявлению Муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Пензы о признании недействительным решения,
установил:
Муниципальное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Пензы (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N КЛС-12-07/191 от 20.02.2006 года.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2006 года решение суда первой инстанции от 22.05.2006 года отменено. Заявленные требования удовлетворены: решение N КЛС-12-07/191 от 20.02.2006 года признано недействительным в части привлечения заявителя к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 452237 рублей, предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2261187 рублей, пени в сумме 55309 рублей и налоговые санкции в сумме 452237 рублей.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Пензы, не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не находит.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по налогу на добавленную стоимость за март, апрель и май 2005 года.
По результатам проверки руководителем налогового органа принято решение от 20.02.2006 года N КЛС-12-07/191, которым заявитель был привлечен к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа сумме 452237 рублей, а также ему предложено уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 2261187 рублей и пени в сумме 55309 рублей.
Оспариваемым решением установлено, что в проверяемом периоде МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" оказывало коммунальные услуги льготным категориям населения по федеральным законам в размере 50 процентов от установленных тарифов, а часть тарифа с налогом на добавленную стоимость оплачивали органы соцзащиты, которая в налогооблагаемый оборот заявителем не включалась. С учетом данных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу о том, что МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" не уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 2261187 рублей, за что учреждение было привлечено к налоговой ответственности за неуплату налога в виде штрафа в размере 452237 рублей, а также ему предложено перечислить в бюджет начисленный налог и пени.
Как установлено судом апелляционной инстанции, из Устава МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" следует, что заявитель является муниципальным учреждением и создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе (п.1.1). Учредителем заявителя является Администрация города Пензы (п.1.8). Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности постановлением Главы администрации города (п.5.1). Учреждение финансируется из бюджета города Пензы в пределах утвержденной им сметы (п.6.7) Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Администрация города Пензы через созданное ею для целей эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальное учреждение - МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" приобретало воду, теплоэнергию, горячее водоснабжение у поставщиков для последующей реализации населению коммунальных услуг.
Оплата поставщикам (открытое акционерное общество "Пензенская генерирующая компания", открытое акционерное общество "Энергоснабжающее предприятие", МУП по очистке города, МУП "Горводоканал") стоимости приобретенных энергоресурсов и иных услуг отражена в книге покупок. Реализация населению коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, иных услуг подтверждается книгой продаж. Все расчеты проводились с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунального обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Следовательно, как правомерно указано апелляционной инстанцией, обеспечение населения коммунальными услугами входит в круг обязанностей местного самоуправления. Обеспечение услугами включается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.
Законодательством не предусмотрено возложение организации этой работы на иных лиц, помимо собственника муниципального жилищного фонда.
Уставом города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 года N 130-12/4, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Пензы относятся, в том числе: организация в границах города Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Уставом МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы", утвержденного постановлением главы администрации города Пензы от 14.05.2005 года N 622, заявитель осуществляет организацию и осуществление деятельности по эксплуатации, содержанию и развитию муниципального жилищного фонда города Пензы; внешнему благоустройству и озеленению территории города; участвует в формировании, размещении муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству и ремонту территорий города Пензы, поставку и производство продукции, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства и осуществлении контроля за исполнением муниципального заказа; осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма муниципального жилищного фонда; заключает договора на оказание жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, в отношении заявителя как муниципального учреждения, финансируемого за счет средств бюджета города Пензы, применяются правила, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации: не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам энергоресурсов (иных услуг), учитываются в стоимости коммунальных услуг в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса.
Фактически бремя коммунальных платежей несет население, и оплачиваются они с учетом налога на добавленную стоимость, поскольку не отнесены к услугам, освобождаемым от налогообложения.
Поскольку предприятия жилищно-коммунального хозяйства реализуют коммунальные услуги отдельным категориям населения по льготным ценам, расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помимо населения несет местный бюджет или иные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством.
Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25.09.1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" включаются в расходную часть местных бюджетов.
Пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Полученные МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" как денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги, так и средства бюджетов (дотаций, субсидий) не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как в данном случае деятельность заявителя рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
Таким образом, поскольку в силу вышеизложенного у МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" при реализации коммунальных услуг отсутствует объект обложения налогом на добавленную стоимость и налогооблагаемая база, следовательно, оснований для начисления налога и пени, а также привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога, у налогового органа не имелось.
Цель создания муниципального учреждения - осуществление управленческих и иных функций некоммерческого характера согласуется с понятием и целями деятельности учреждения, предусмотренных пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств иного назначения и целей деятельности муниципального учреждения в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о незаконности решения налогового органа в части привлечения заявителя к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 452237 рублей, предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2261187 рублей, пени в сумме 55309 рублей и санкции в сумме 452237 рублей.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 26.07.2006 года Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-1865/2006-130а/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2006 г. N А49-1865/2006-130а/17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании