Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 марта 2006 г. N А12-6456/05-С60
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области рабочий поселок Средняя Ахтуба,
на Решение от 04.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 06.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6456/05-С60,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кисловский" село Кислово Быковский район, Волгоградская область к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области рабочий поселок Средняя Ахтуба о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кисловский" обратился в арбитражный суд Волгоградской области о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области рабочий поселок Средняя Ахтуба от 11.03.2005 N 12 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
Решением суда от 04.08.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2005 Решение суда оставлено без изменений.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа, налоговый орган просит Решение суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции отменить, поскольку они вынесены при неправильном применении норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя инспекции, присутствующего в судебном заседании, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела 11.03.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области рабочий поселок Средняя Ахтуба было вынесено постановление N 12 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кисловсий".
Считая, что постановление является незаконным, поскольку Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кисловский" с октября 2002 года находится в стадии ликвидации, и статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, истец обратился в арбитражный суд о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области.
Обе инстанции пришли к единому мнению - налоговый орган обладал информацией о том, что истец на момент принятия оспариваемого постановления находился в стадии ликвидации.
Налоговый орган в рассматриваемом случае должен был руководствоваться статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда правильными, основанными на тщательном изучении доказательств по делу и правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, причем в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации.
Материалами дела установлено, что 01.10.2002 общим собранием учредителей Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кисловский" принято решение о ликвидации Сельскохозяйственного производственного кооператива, а 20.10.2002 истцом в адрес налогового органа было направлено соответствующее уведомление. На момент вынесения налоговым органом оспариваемого акта, истцом создана ликвидационная комиссия, дано объявление о ликвидации, установлен срок для кредиторской задолженности, представлен промежуточный ликвидационный баланс.
В силу статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией.
Статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 названной статьи регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
При рассмотрении дела судом установлено, что получив письменное уведомление о ликвидации, составленное в неустановленной форме, налоговый орган не информировал налогоплательщика о необходимости представить уведомление, о ликвидации, в форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, более того, в государственный реестр не внесена запись о том, что налогоплательщик находится в стадии ликвидации.
Отсутствие в реестре записи, о нахождении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кисловский" в процессе ликвидации послужило основанием для применения к данному предприятию мер по взысканию задолженности по налогам (сборам) за счет имущества налогоплательщика.
Поскольку письменное уведомление о ликвидации Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кисловский" и создании ликвидационной комиссии имело место, а также и то, что суду представлены доказательства фактического проведения процедуры ликвидации, судом с учетом всех имеющихся доказательств по делу приняты правильные судебные акты о неправомерности со стороны налогового органа взыскания с истца налога и пени за счет его имущества.
При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 04.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 06.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6456/05-С60 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Волгоградской области рабочий поселок Средняя Ахтуба - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2006 г. N А12-6456/05-С60
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании