Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь", г.Волгоград,
на постановление апелляционной инстанции от 14.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14927/06-с29,
по заявлению открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Волгоградской области, г.Волгоград, о признании недействительными решения от 04.08.2006 N 14-10/3491, требования N 307316 об уплате налога по состоянию на 10.08.2006 и постановления от 16.08.2006 N 3466 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика,
установил:
Открытое акционерное общество "Металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - ОАО "Красный Октябрь", предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 04.08.2006 N 14-10/3491 в части начисления земельного налога за первый квартал 2006 года в сумме 20424293 руб., требования N 307316 об уплате налога по состоянию на 10.08.2006 и постановления от 16.08.2006 N 3466 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2006 заявление удовлетворено: решение Инспекции от 04.08.2006 N 14-10/3491 признано недействительным в части начисления земельного налога за первый квартал 2006 года в сумме 20424293 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2006 решение суда первой инстанции отменено и в иске предприятию отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Красный Октябрь" просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, применение заявленной предприятием льготы предусмотрено нормативными актами компетентных представительных органов власти г.Волгограда и Волгоградской области. Доводы предприятия подробно изложены в кассационной жалобе и подтверждены представителем в судебном заседании.
До объявления резолютивной части постановления суда кассационной инстанции представителем ОАО "Красный Октябрь" заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания недействительными требования N 307316 об уплате налога по состоянию на 10.08.2006 и постановления от 16.08.2006 N 3466 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 названной статьи арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Полномочия представителя Косова А.А. на полный или частичный отказ от исковых требований подтвержден доверенностью от 21.12.2006 N 13/01-426.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 25 мин. 27.02.2007.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 08.07.2006 ОАО "Красный Октябрь" представило в Инспекцию уточненный расчет по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, согласно которому налогоплательщик при исчислении земельного налога заявил льготу, установленную пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации.
По итогам камеральной проверки данной декларации налоговый орган принял решение от 04.08.2006 N 14-10/3491 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением предприятию предложено уплатить земельный налог в сумме 20424293 руб.
Суд первой инстанции, признавая названное решение Инспекции недействительным, исходил из того, что судом не установлен факт прекращения в 2006 году действия Закона Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь". Кроме того, наличие у предприятия соответствующей льготы в 2006 году подтверждается совместным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г.Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", на основании которого и был принят Закон Волгоградской области N 234-ОД.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция исходила из приведения законодательства, действовавшего на территории Волгограда в части установления местных налогов, в том числе земельного налога, по состоянию на 01.01.2006 в соответствие с нормами федерального законодательства, в связи с чем признала обоснованным доначисление предприятию земельного налога.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области от 03.06.1997 N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области N 121-ОД) создание зоны экономического развития производится на основании специального закона Волгоградской области. Решение о внесении в Волгоградскую областную Думу проекта закона о создании зоны экономического развития принимает представительный орган местного самоуправления с приложением ряда документов, в том числе решения представительного органа местного самоуправления, на территории которого предполагается создать зону экономического развития, инвестиционного проекта и проекта договора с администрацией Волгоградской области. Исполнительный орган муниципального образования, на территории которого создана зона экономического развития, ведет реестр юридических лиц, зарегистрированных им на ее территории, и в месячный срок передает его в комитет экономики администрации Волгоградской области, который ведет областной реестр юридических лиц, производственная деятельность которых осуществляется в зонах экономического развития.
На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД и совместного постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г.Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 18.12.98 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - Закон Волгоградской области N 234-ОД).
В статье 3 Закона Волгоградской области N 234-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 07.07.2004 N 930-ОД) предусматривалось, что организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь", в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль, на имущество и на землю.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красный Октябрь" зарегистрирован как участник зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", о чем свидетельствуют имеющиеся в деле выписки из городского и областного реестров юридических лиц, зарегистрированных в зонах экономического развития.
Законом Волгоградской области N 1057-ОД от 14.05.2005 (далее - Закон Волгоградской области N 1057-ОД) внесены изменения в Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.97, а также в статью 3 Закона Волгоградской области N 234-ОД, в соответствии с которым на территории зон экономического развития для всех организаций, зарегистрированных в этих зонах, в соответствии с налоговым законодательством Волгоградской области устанавливаются льготы по налогам на прибыль и на имущество. Льгота по уплате земельного налога предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах по решению представительных органов местного самоуправления.
Согласно статье 15 Закона Волгоградской области N 1057-ОД настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, Закон Волгоградской области N 1057-ОД, внесший дополнительное условие в статью 3 Закона Волгоградской области N 234-ОД, не имеет обратной юридической силы в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации как ухудшающий положение налогоплательщика.
Кроме того, Закон Волгоградской области N 121-ОД решением Волгоградского областного суда от 02.02.2006, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2006 по делу N 16-Г06-15 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу части 3 статьи 253, статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи такой жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (статья 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Закон Волгоградской области N 121-ОД в спорный период действовал, а Закон Волгоградской области N 234-ОД утратил силу только с 01.01.2007 в связи с принятием Закона Волгоградской области от 17.10.2006 N 1292-ОД.
Кассационная инстанция также учитывает, что статьями 13, 14 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусматривалось, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего органа местного самоуправления.
В пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судом первой инстанции установлено, что наличие соответствующего решения органа местного самоуправления о предоставлении ОАО "Красный Октябрь" льготы по уплате земельного налога подтверждено совместным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г.Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", на основании которого и был принят Закон Волгоградской области N 234-ОД. В материалах дела отсутствуют сведения об отмене данного постановления.
В этой связи является верным вывод суда первой инстанции о том, что действия налогоплательщика, заявившего налоговую льготу по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, полностью согласуются с требованиями налогового законодательства, следовательно, начисление налога за спорный период произведено налоговым органом неправомерно.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, поэтому постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций подлежит возврату ОАО "Красный Октябрь".
Поскольку кассационная жалоба ОАО "Красный Октябрь" удовлетворена, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о взыскании с ОАО "Красный Октябрь" судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела судом кассационной инстанции, удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2006 по делу N А12-14927/06-с29 отменить, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2006 по тому же делу оставить в силе.
Возвратить открытому акционерному обществу "Металлургический завод "Красный Октябрь" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 руб. и с кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины по кассационной жалобе выдать.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать открытому акционерному обществу "Металлургический завод "Красный Октябрь" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2007 г. N А12-14927/06-с29 "Пунктом 2 ст.387 Налогового кодекса РФ закреплено право на установление налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Поскольку постановлением органа местного самоуправления (на основании которого принят закон субъекта) установлено предоставление налогоплательщику льготы по земельному налогу, то начисление земельного налога произведено налоговым органом неправомерно" (извлечение)
Текст постановления был опубликован в журнале "Правосудие в Поволжье", июль-август 2007, N 5/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании