Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 марта 2007 г. N А57-9121/06-28
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова,
на решение от 28 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 12 сентября 2006 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9121/06-28,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАММ", г.Саратов о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова в части отказа возвратить (зачесть) излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное страхование и обязании налогового органа зачесть ООО "СТАММ" излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в том числе на страховую часть - 446689 руб. 59 коп. и на накопительную часть - 80123 руб. 2 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТАММ" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова в части отказа возвратить (зачесть) излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное страхование и обязании налогового органа зачесть обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в том числе на страховую часть - 446689 руб. 59 коп. и на накопительную часть - 80123 руб. 2 коп.
Решением от 28 июня 2006 года Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил заявленные требования общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 сентября 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, налоговый орган просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, поэтому дело рассмотрено без участия представителей сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено Арбитражным судом Саратовской области, общество платежными поручениями N 993 от 12 мая 2006 года и N 994 от 12 мая 2006 года произвело оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: в страховой части - на сумме 446689,59 руб. по коду бюджетной классификации 18210202030061000160 (вместо надлежащего - 18210202010061000160) и накопительной части - в сумме 80123,02 руб. по коду бюджетной классификации 18210202040061000160 (вместо надлежащего -18210202020061000160).
В связи с тем, что налогоплательщиком ошибочно были указаны неверные коды бюджетной классификации, общество обратилось с заявлением о зачете переплаты по страховым взносам в налоговый орган.
Налоговым органом письмом от 25 мая 2006 года N 09-49/16395 в зачете переплаты по страховым взносам было отказано, на том основании, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании" не определен уполномоченный орган и порядок возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов.
В связи с отказом налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, арбитражный суд указал на то, что к данным правоотношениям подлежат применению положения главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Судебная коллегия считает, что выводы суда являются обоснованными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).
Указанным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 13 Кодекса взносы в государственные внебюджетные социальные фонды отнесены к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 9 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Кодекса, является неправомерным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что доводы налогового органа об отсутствии полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 28 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 12 сентября 2006 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9121/06-28 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2007 г. N А57-9121/06-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании