Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 13 февраля 2007 г. N А12-13476/06
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N 4419/07 настоящее Постановление отменено в части отмены решения суда первой инстанции от 21.09.2006 и постановления суда апелляционной инстанции от 14.11.2006 о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 N 89а и требования от 21.07.2006 N 83200
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, город Камышин Волгоградской области,
на решение от 21.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13476/06,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Камышинский ХБК", город Камышин Волгоградской области, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, город Камышин Волгоградской области, с участием заинтересованного лица - Волгоградской областной профсоюзной организации Межрегионального профсоюза работников сферы производства и товарной продукции и услуг, о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Камышинский ХБК" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 г. N 89а, требования от 21.07.2006 г. N 83200 недействительным. Обязав руководителя МИФНС N 3 по Волгоградской области отменить указанный ненормативный правовой акт и прекратить любые действия в отношении ООО "Управляющая компания "Камышинский ХБК" по выявлению и взысканию недоимки, пени и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2006, признаны недействительными решение МИФНС N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 г. N 89а, требование от 21.07.2006 г. N 83200. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В Федеральный арбитражный суд Поволжского округа обратилась МИФНС N 3 по Волгоградской области с кассационной жалобой на вышеуказанные судебные акты указав, что налогоплательщик необоснованно исключил из налоговой базы по единому социальному налогу сумму выплат, производимых в качестве компенсации за вредные условия труда, поскольку эти выплаты являются составной частью заработной платы работников и не охватываются нормой, определенной абзацем девятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 06.02.07 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 13.02.2007.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников истца от 10.10.2005, составленной объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, установлено наличие, на предприятии истца вредных условий труда, которые должны быть компенсированы. По результатам аттестации были внесены изменения и дополнения в коллективный договор на 2005-2008 гг., которыми, помимо надбавок в виде % к тарифной ставке, предусмотренных статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были определены размеры компенсационных выплат в соответствии с установленным перечнем специальностей, а также производились дополнительные выплаты работникам предприятия.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Установленные с учетом приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению ЕСН, тогда как выплаты являющиеся составной частью заработной платы подлежат обложению ЕСН. Данная позиция изложена в письмах Минфина Российской Федерации от 28.12.2005 г. N 03-05-01-04/405, ФНС России от 03.03.2006 г. N 041-03/117 и Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 28.12.2005 г. N 03-05-01-04/405.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду письмо ФНС РФ от 3 марта 2006 г. N 04-1-03/117
В ООО "Управляющая компания "Камышинский ХБК" действует локальное соглашение по охране труда. В п.2.1.4 указывается, что работодатель обязуется обеспечивать соответствие каждого рабочего места требованиям по охране труда, а при невозможности такового - предоставлять работникам, работающим на рабочих местах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда льготы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В п.2.2 Соглашения указано, что работникам, занятым на рабочих местах, указанных в приложении N 1 к соглашению, устанавливаются денежные компенсации в соответствии со ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приложением N 1 к локальному соглашению установлен "Перечень рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства". Указанный Перечень закрепляет специальности (Профессии), замещение которых в соответствии с п.2.2 Соглашения влечет возможность получения соответствующих компенсаций, но не устанавливает размер компенсаций.
Приложением N 14 определяется Перечень рабочих мест ПТП N 3, на которых устанавливаются повышенные размеры оплаты труда. Данный перечень полностью идентичен Перечню, установленному Приложением N 1, что свидетельствует о том, что в Приложении N 1 устанавливается также повышенная оплата труда, а не компенсации.
Вышеизложенное подтверждается п.9 трудового договора N 426/1 от 01.10.2005 года, где определен повышенный размер оплаты труда работника при выполнении им работ с вредными и опасными и иными особыми условиями труда. Компенсации в договоре не предусмотрены.
Спорные выплаты, которые также производились на основании Приказов NN 145 от 31.01.2006, 435 от 28.02.2006 г., 621 от 31.03.2006 г. (т.1, л.д.89-94) содержат указание отнесение данных затрат на расходы по оплате труда в соответствии со ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому данные документы подтверждают необходимость исчисления ЕСН со спорных выплат, поскольку в силу п.3 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщика такие выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном налоговом периоде.
Вид компенсаций, установленный ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации, подразумевает включение выплат в состав заработной платы - вознаграждение за труд, которые не освобождаются от обложения ЕСН.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции считает неправомерными выводы судов первой и апелляционной инстанции об обоснованном исключении ООО "Управляющая компания "Камышинский ХБК" из налоговой базы по единому социальному налогу сумм выплат, производимых в качестве компенсаций за вредные условия труда, поскольку эти выплаты являются составной частью заработной платы работников и не охватываются нормой, определенной абзацем девятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, данная позиция изложена в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 г. N 106.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права, кассационная жалоба налогового органа удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение от 21.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-13476/06 в части признания недействительными решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 г. N 89а, требования от 21.07.2006 г. N 83200 отменить, в остальной части оставить без изменения.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Камышинский ХБК" о признании недействительными решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 г. N 89а, требования от 21.07.2006 г. N 83200 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2007 г. N А12-13476/06
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N 4419/07 настоящее Постановление отменено в части отмены решения суда первой инстанции от 21.09.2006 и постановления суда апелляционной инстанции от 14.11.2006 о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области от 17.07.2006 N 89а и требования от 21.07.2006 N 83200
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании