Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 марта 2007 г. N А57-28109/05-15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, город Москва, и Управления федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов,
на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2006 по делу N А57-28109/05-15,
по иску закрытого акционерного общества "Хемикомп", город Балаково, Саратовская область, к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, город Саратов, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Управлению федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, город Москва, о взыскании убытков в размере - 103100 руб.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Хемикомп" обратилось в суд с иском к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Саратовской области, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации о взыскании убытков в размере - 103100 руб., образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате услуг телефонной связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.2995 за четвертый квартал 2003 года и второй квартал 2004 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.04.2006 частично удовлетворен иск закрытого акционерного общества "Хемикомп". В пользу истца с Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области взысканы убытки в размере - 103100 руб.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2006 решение суда первой инстанции от 05.04.2006 отменено, в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Впоследствии ЗАО "Хемикомп" отказалось от части исковых требований - в размере 9056 руб. 67 коп. и просило взыскать убытки в размере - 94043 руб. 33 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.11.2006 частично удовлетворен иск закрытого акционерного общества "Хемикомп". В пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы убытки в размере - 94043 руб.
В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства по Саратовской области просят отменить постановление апелляционной инстанции от 08.11.2006. В иске к Министерству финансов Российской Федерации - отказать, мотивируя нарушением судом норм материального права.
До принятия постановления по делу судебной коллегией Федерального арбитражного суда Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.03.2007 (на 11 час. 30 мин.).
Проверив законность обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции правовых оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Хемикомп" в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 предоставляло льготы по оплате услуг телефонной связи в размере 50% от абонентской платы различным категориям граждан, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на основании контрактов о компенсации недополученных доходов, заключенных ЗАО "Хемикомп" и Министерством труда и социального развития Саратовской области.
Согласно условиям контрактов ЗАО "Хемикомп" (оператор) обязалось производить оказание услуг пользования сетью электросвязи гражданам, пользующимся льготами, а Министерство труда и социального развития обязалось производить возмещение понесенных оператором расходов при предоставлении услуг связи, за счет фонда компенсаций федерального бюджета областному.
Мотивируя невозмещением расходов по предоставлению льгот по оплате услуг телефонной связи, ЗАО "Хемикомп" обратилось в суд с иском о взыскании с Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Саратовской области, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации в солидарном порядке убытков в размере - 94043 руб. 33 коп.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Во исполнение этого Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, которыми предусмотрено, что финансирование расходов на льготы инвалидам производится за счет средств федерального бюджета.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2002 N 85 и от 14.02.2004 N 80 срок действия Правил возмещения продлен на 2003 и 2004 года соответственно.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2003 г. N 85
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действующий в 2003 и 2004 годах, в силу пункта 2 которого, предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно приложению 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложению 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" Саратовской области из фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделены субсидии в размере 70957 тыс.руб. в 2003 году и в размере 108041 тыс.руб. в 2004 году.
Согласно пункту 5 вышеназванных Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.
В соответствии с заключенными ЗАО "Хемикомп" и Министерством труда и социального развития Саратовской области контрактами от 04.01.2003 N 04/цс-03 и от 05.01.2004 N 2, Министерство обеспечивало возмещение оператору связи расходов, понесенных при предоставлении льгот, за счет средств Федерального бюджета в пределах выделенных лимитов, в соответствии со статьей 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральных законов "О Федеральном бюджете" на соответствующий год.
На 2003 год, для обеспечения финансирования по возмещению расходов в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области направило бюджетную заявку N 1959 от 09.07.2002 в Министерство труда и социального развития Российской Федерации о минимальной расчетной потребности в денежных средствах. Министерство просило выделить - 9100,7 тыс.руб., было же выделено - 2300 тыс.руб. ЗАО "Хемикомп" было перечислено - 131565 руб.
На 2004 год, для обеспечения финансирования по возмещению расходов в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Министерство направило бюджетную заявку N 355 от 30.01.2003 в Министерство труда и социального развития Российской Федерации о минимальной расчетной потребности в денежных средствах. Министерство просило выделить - 18459,7 тыс.руб., было же выделено - 11000 тыс.руб. ЗАО "Хемикомп" было перечислено - 192375 руб.
Таким образом достаточного количества средств целевым назначением из федерального бюджета в 2003 и 2004 годах на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не было перечислено и соответственно финансирование льгот по данному закону произведено в объеме, предусмотренном Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".
Факты нецелевого использования Саратовской областью средств, выделенных из Фонда компенсаций федерального бюджета, не установлены.
Согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные в результате неправомерных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В этом случае от имени казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования выступают финансовые органы.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Частью 3 статьи 25 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что ведомственная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятие, оказывающее услуги связи, вправе требовать возмещения убытков, возникших при предоставлении льгот.
Материалами дела установлено, что выделенные из бюджета на компенсацию льгот денежные средства были использованы Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области по целевому назначению и в полном объеме. Таким образом Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области свои обязательства выполнило в объеме поступивших бюджетных средств.
Убытки истца возникли вследствие выделения из федерального бюджета недостаточного количества денежных средств для их погашения. При таких обстоятельствах ответственность за причинение убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию в лице соответствующего органа, уполномоченного распоряжаться бюджетными средствами.
Абзацем 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации полномочия по погашению задолженности по возмещению расходов организациям, предоставляющим льготы населению, не были переданы. Следовательно в качестве представителя публично-правового образования (Российской Федерации) по данному делу выступает финансовый орган (Министерство финансов Российской Федерации).
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой бюджетной, налоговой и валютной политики и в его обязанности входит соблюдение Федеральных законов при разработке проекта федерального бюджета.
Следовательно суд апелляционной инстанции правомерно взыскал сумму убытков с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Саратовской области не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2006 по делу N А57-28109/05-15 оставить без изменения.
Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Саратовской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2007 г. N А57-28109/05-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании