Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 13 февраля 2007 г. N А55-8822/2006
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Самарской области, город Нефтегорск Самарской области,
на решение от 31.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8822/2006,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района Самарской области "Центр Ресурс", город Нефтегорск Самарской области, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Самарской области, город Нефтегорск Самарской области, от 08.06.2006 N 12-08/4932 о привлечении к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1345 руб. 80 коп., на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации - 346697 руб. 20 коп., задолженности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), о доначислении НДФЛ в сумме 7004 руб., единого социального налога (ЕСН) - 224771 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 4132 руб., начислении пеней по НДФЛ - 248071 руб., по ЕСН - 4944 руб. 96 коп, по страховым взносам - 90 руб. 90 коп.,
установил:
Обжалованным постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 31.08.2006, которым заявленные требования удовлетворены, в том числе, на том основании, что налоговым органом не доказано наличие у истца задолженности по НДФЛ в сумме 1726482 руб.; отсутствовало занижение налоговой базы по ЕСН; доводы налогового органа о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней по ним является необоснованными, поскольку обязанность по их взысканию возложена Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 на органы Пенсионного фонда.
В кассационной жалобе ответчик (налоговый орган) просит об отмене судебных актов, настаивая на правомерности своего ненормативного акта, указывая на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, не уточняя, какие именно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что оспоренное решение принято налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки истца за период с 01.01.2005 по 31.03.2006.
Выводы арбитражного суда в обеих инстанциях о несоответствии данного решения требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и его необоснованности сделаны на основании подробно исследованных материалов дела и анализа правильно примененных норм законодательства о налогах и сборах.
Арбитражными судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Власовой М.Б., находящейся в трудовых отношениях с истцом налоговые льготы не представлялись. НДФЛ был внесен в кассу предприятия. Однако истец был лишен возможности перечисления налогов в бюджет ввиду блокирования его счетов в банке налоговым органом.
Также были внесены в кассу истца суммы НДФЛ работниками предприятия, использовавшими туристические путевки, представленные работодателем. Перечисление этих сумм в бюджет было невозможно по указанной выше причине.
Налоговый орган настаивая на правомерности своего ненормативного акта ссылается лишь на налоговые карточки, не принимая во внимание документы первичного учета, которые исследовались судом и получили надлежащую правовую оценку.
Налоговым органом не было представлено доказательств наличия у истца задолженности по НДФЛ в сумме 1726482 руб.
Согласно лицевого счета у заявителя по налогу на доходы физических лиц числится переплата в размере 835268,04 руб., что подтверждается справкой N 5606 от 01.11.2005 (л.д.22 т.1), актом выездной налоговой проверки от 20.07.2005, где отражено, что нарушений при исчислении налога не установлено, на момент проверки задолженность по налогу отсутствует (л.д.31-32 т.1).
В соответствии с пп.1 п.3 ст.24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Подпунктами 1 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня. следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Исходя из изложенного, выводы налогового органа о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 346697.2 руб.; об уплате указанных налоговых санкций, неуплаченного налога на доходы физических лиц -1733486 руб., задолженности налога на доходы физических лиц - 1726482 руб.: о доначислении налога на доходы физических лиц - 7004 руб.; пеней по налогу на доходы физических лиц - 248071 руб. правомерно признаны судом необоснованными.
Суду не было представлено и доказательств занижения базы по ЕСН, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Позиция налогового органа по данному эпизоду также правомерно признана судами обеих инстанций ошибочной, а оспоренное решение - незаконным, поскольку и в данной части у ответчика отсутствовали правовые основания для привлечения истца к налоговой ответственности за неполную уплату обсуждаемого налога.
Необоснованными являются и доводы налогового органа об уплате истцом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4132 руб., пеней по указанным страховым взносам - 90 руб. 9 коп.
Данный вывод арбитражного суда основан на требованиях Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которыми обязанность по взысканию недоимок, начислению пеней возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 31.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8822/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2007 г. N А55-8822/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании